Итак, "час икс" назван: мир застыл, словно герои в немой сцене гоголевского "Ревизора", пишет автор радио Sputnik Сергей Ильин. Второго февраля сего года Соединенные Штаты Америки покидают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), объявил госдепартамент. Если, конечно, как они говорят, Россия не начнет этот договор соблюдать.
То есть, уточнил Вашингтон, у Москвы еще остается окно возможностей. Около пары недель до конца действия американского ультиматума. Правда, она так и не доказала следование букве и духу документа, сетует американская сторона. Как были должны выглядеть доказательства, остается загадкой. Допустить американских военных, чиновников и экспертов на засекреченные объекты, которые те выберут по собственному разумению? Это бы выглядело как минимум странно.
Декларируемую логику Вашингтона, по большому счету, можно понять. Дескать, документ заключен между двумя странами, тогда как запрещенным в нем оружием обладают и другие. То есть он устарел. В общем, да. В идеале хорошо было бы подписать глобальный договор о ликвидации соответствующих ракет между всеми, кто их разработал, производит (или покупает) и ставит на боевое дежурство. Вот только это категорически невозможно в нынешних геополитических условиях. Это типичная маниловщина, пустые иллюзии. Впрочем, логика американцев имеет двойное дно.
В США прекрасно понимают всю несостоятельность этой с виду красивой и правильной идеи. И действуют под этим соусом исключительно для того, чтобы еще надежнее контролировать Европу, которую планируют вновь насытить пока еще запрещенными ракетами, в том числе и с ядерными боеголовками. И более эффективно противостоять России. Так представляется за океаном. Слово теперь за Европой, которая рискует вновь стать потенциальным полигоном в случае – не дай бог – конфликта между находящимися в кризисе отношений державами. Оно ей надо? На этот вопрос должны отвечать политические лидеры Старого Света. Найти в себе силы ответить в соответствии с интересами их народов. Что же касается Соединенных Штатов, то они близки к обнулению еще одного базисного и, что очень важно, бессрочного условия глобальной стратегической стабильности. Именно глобальной, включающей их самих.