Искусство говорить "нет": в Риге открылась выставка работ Бориса Лурье

© Sputnik / Sergey MelkonovБорис Лурье, "НЕТ! с исполнительницей стриптиза", 1958-1962 гг.
Борис Лурье, НЕТ! с исполнительницей стриптиза, 1958-1962 гг. - Sputnik Латвия
Продемонстрировать, что в разные исторические эпохи людей волнует одно и то же, - таков главный посыл выставки, которая будет проходить в ближайшие два месяца в музее "Рижская биржа"

РИГА, 15 янв — Sputnik, Симона Алексеева. В музее "Рижская биржа" открылась выставка "Борис Лурье и NO!art", где представлены работы бывшего рижанина с непростой судьбой и его соратников-нонконформистов 60-х. Экспозиция включает живопись, коллажи и скульптуры. Выставка продлится до 12 марта.

Детство родившегося в 1924 году в Ленинграде Бориса Лурье прошло в Риге. Его семья сильно пострадала от фашистской оккупации. В декабре 1941 ближайших родственников будущего художника расстреляли на Румбуле. Спастись удалось лишь самому Борису и его отцу – всю войну они провели в концлагерях. В 1945 году их освободила американская армия. Борис эмигрировал в США, где и прожил до конца своих дней в 2008 году. В Ригу он приезжал в 1975 году, излив охватившие его эмоции в мемуарах "In Riga". Выставка же его работ проводится впервые во всем Балтийском регионе – это стало возможным благодаря сотрудничеству с Фондом Бориса Лурье в Нью-Йорке.

© Sputnik / Sergey MelkonovБорис Лурье, "Любовная серия: связанный на красном фоне", 1963 г.
Искусство говорить нет: в Риге открылась выставка работ Бориса Лурье - Sputnik Латвия
Борис Лурье, "Любовная серия: связанный на красном фоне", 1963 г.

Куратор выставки, искусствовед Ивонна Вейхерте сделала особый упор на то, что самые провокационные работы в Ригу не приехали – есть и такие, в которых Борис Лурье совмещал переосмысление прошлого в концентрационных лагерях с жесткой эротикой. "Не хотелось бы, чтобы посетители воспринимали выставку как провокацию и выискивали в ней только шокирующие работы", - обратилась она к прессе на открытии экспозиции.

Главный посыл выставки – продемонстрировать, что в разные исторические эпохи людей волнует одно и то же. Проблематика за минувшие 50 лет ничуть не изменилась. Во время холодной войны и нарастающей гонки вооружений в конце 50-х - начале 60-х Лурье, имея за плечами опыт узника концентрационных лагерей, во-первых, хотел предупредить о жутких последствиях войн. А во-вторых, противостоял своими работами буржуазному оптимизму и коммерциализации искусства, в котором в то время буйным цветом расцвели абстрактный экспрессионизм и поп-арт.

© Sputnik / Sergey MelkonovБорис Лурье, плакат NO!, 1963 г.
Искусство говорить нет: в Риге открылась выставка работ Бориса Лурье - Sputnik Латвия
Борис Лурье, плакат NO!, 1963 г.

Энди Уорхол доказал всему миру, что даже нарисованная консервная банка томатного супа и скопированные коробки из-под кетчупа могут претендовать на статусы произведений искусства. Борис Лурье и его соратник из бескомпромиссного движения по борьбе с коммерциализацией искусства и материализмом NO!art Сэм Гудмен откликнулись на это серией скульптурных фекалий "Арт-дерьмо", также представленных на рижской выставке. Не правда ли, тематика этих работ весьма напоминает споры о сути современного искусства, в которые любят пускаться арт-ханжи наших дней?

Основанное Борисом Лурье, Сэмом Гудменом и Стенли Фишером в 1960 году движение NO!art выступало прости расизма, консьюмеризма и сексизма. Несколько представленных на выставке в "Рижской бирже" работ Лурье просто "кричат" о неподобающем отношении к женщинам в массовой культуре 60-х. Насмотревшись на бесконечные унижения в концлагерях, он призывал в своих работах к защите представительниц слабого пола. Кстати, Лурье принципиально не продавал свои работы – для него важно было быть услышанным.

© Sputnik / Sergey MelkonovБорис Лурье, "Трафарет Анти-поп", 1964 г.
Искусство говорить нет: в Риге открылась выставка работ Бориса Лурье - Sputnik Латвия
Борис Лурье, "Трафарет Анти-поп", 1964 г.

Рижская выставка охватывает самый плодотворный период движения NO!art – 1959-64 гг. Спекулятивность арт-галерей, культ общества потребления и конкурсы красоты – все эти явления второй половины ХХ века оказались под прицелом американского движения нон-конформистов. К нему примкнули масса творцов, впоследствии ставших знаменитыми художниками – из NO!art выросли эпатажная японка Яёи Кусама, американец Аллан Капроу, который ввел в употребление термин "хэппенинг", немец Вольф Фостель, француз Жан Жак Лебель и другие герои арт-сцены ХХ века.

© Sputnik / Sergey MelkonovБориса Лурье можно увидеть в одной из видеоработ
Искусство говорить нет: в Риге открылась выставка работ Бориса Лурье - Sputnik Латвия
Бориса Лурье можно увидеть в одной из видеоработ
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский