РИГА, 15 янв — Sputnik, Симона Алексеева. В музее "Рижская биржа" открылась выставка "Борис Лурье и NO!art", где представлены работы бывшего рижанина с непростой судьбой и его соратников-нонконформистов 60-х. Экспозиция включает живопись, коллажи и скульптуры. Выставка продлится до 12 марта.
Детство родившегося в 1924 году в Ленинграде Бориса Лурье прошло в Риге. Его семья сильно пострадала от фашистской оккупации. В декабре 1941 ближайших родственников будущего художника расстреляли на Румбуле. Спастись удалось лишь самому Борису и его отцу – всю войну они провели в концлагерях. В 1945 году их освободила американская армия. Борис эмигрировал в США, где и прожил до конца своих дней в 2008 году. В Ригу он приезжал в 1975 году, излив охватившие его эмоции в мемуарах "In Riga". Выставка же его работ проводится впервые во всем Балтийском регионе – это стало возможным благодаря сотрудничеству с Фондом Бориса Лурье в Нью-Йорке.
Куратор выставки, искусствовед Ивонна Вейхерте сделала особый упор на то, что самые провокационные работы в Ригу не приехали – есть и такие, в которых Борис Лурье совмещал переосмысление прошлого в концентрационных лагерях с жесткой эротикой. "Не хотелось бы, чтобы посетители воспринимали выставку как провокацию и выискивали в ней только шокирующие работы", - обратилась она к прессе на открытии экспозиции.
Главный посыл выставки – продемонстрировать, что в разные исторические эпохи людей волнует одно и то же. Проблематика за минувшие 50 лет ничуть не изменилась. Во время холодной войны и нарастающей гонки вооружений в конце 50-х - начале 60-х Лурье, имея за плечами опыт узника концентрационных лагерей, во-первых, хотел предупредить о жутких последствиях войн. А во-вторых, противостоял своими работами буржуазному оптимизму и коммерциализации искусства, в котором в то время буйным цветом расцвели абстрактный экспрессионизм и поп-арт.
Энди Уорхол доказал всему миру, что даже нарисованная консервная банка томатного супа и скопированные коробки из-под кетчупа могут претендовать на статусы произведений искусства. Борис Лурье и его соратник из бескомпромиссного движения по борьбе с коммерциализацией искусства и материализмом NO!art Сэм Гудмен откликнулись на это серией скульптурных фекалий "Арт-дерьмо", также представленных на рижской выставке. Не правда ли, тематика этих работ весьма напоминает споры о сути современного искусства, в которые любят пускаться арт-ханжи наших дней?
Основанное Борисом Лурье, Сэмом Гудменом и Стенли Фишером в 1960 году движение NO!art выступало прости расизма, консьюмеризма и сексизма. Несколько представленных на выставке в "Рижской бирже" работ Лурье просто "кричат" о неподобающем отношении к женщинам в массовой культуре 60-х. Насмотревшись на бесконечные унижения в концлагерях, он призывал в своих работах к защите представительниц слабого пола. Кстати, Лурье принципиально не продавал свои работы – для него важно было быть услышанным.
Рижская выставка охватывает самый плодотворный период движения NO!art – 1959-64 гг. Спекулятивность арт-галерей, культ общества потребления и конкурсы красоты – все эти явления второй половины ХХ века оказались под прицелом американского движения нон-конформистов. К нему примкнули масса творцов, впоследствии ставших знаменитыми художниками – из NO!art выросли эпатажная японка Яёи Кусама, американец Аллан Капроу, который ввел в употребление термин "хэппенинг", немец Вольф Фостель, француз Жан Жак Лебель и другие герои арт-сцены ХХ века.