РИГА, 18 дек — Sputnik. Председатель общества Latvijas Ceļu būvētājs (LCB) Андрис Берзиньш рассказал о проблемах с финансированием дорожной отрасли Латвии в интервью BNN.
У разбитого корыта
"Это ненормально, когда в год выборов в дорожную отрасль вдруг вливаются дополнительные 100 млн евро. Этим министр транспорта Улдис Аугулис не делает добро, а вредит дорожно-строительной отрасли", — заявил Берзиньш.
По его словам, на данный момент имеется "целая куча" всяких документов политического планирования, но ни один из них не реализуется.
"Кажется, что эти планы подготовлены не для того, чтобы что-то привести в порядок в Латвии, а чтобы съездить в Европу и получить очередную "пачку" европейских денег на дороги", — считает Берзиньш.
По его словам, в следующем году Латвия израсходует все европейские деньги, предназначенные на строительство дорог. Средства Фонда сплочения и Фонда регионального развития покроют лишь последние три проекта, которые будут осуществляться в 2019 году.
"2020 год – последний в этом периоде планирования (2014–2020), и европейских денег там будет ноль", — добавил он.
Семь лет назад правительство, подавая эту программу планирования, заявило Европе, что если будет выделен дополнительный бюджет от Евросоюза (ЕС), то Латвия увеличит бюджет дорожной отрасли. Было обещано, что Латвия не будет делать все необходимые дорожные ремонты на деньги ЕС без собственных инвестиций или с очень маленькими инвестициями.
"Эта программа была одобрена, но (обязательства Латвии) не выполнялись все семь лет. В итоге деньги ЕС были освоены с опережением. Автодорожная отрасль — пожалуй, единственная, освоившая или вложившая в дороги предназначенные Латвии деньги ЕС за год до конца периода планирования. Мы фактически находимся у разбитого корыта, если так можно выразиться", — считает Берзиньш.
Три года без работы
"В 2014 году мы заключили публичный договор со всеми теми партиями, которые тогда были у власти, кроме Национального объединения. Договор был о том, что при принятии бюджета 2015 года партии разработают модель финансирования автодорог и чтобы это была постоянная модель, то есть действовала не только с 1 января по 31 декабря, а потом опять никто не знает, что будет. К сожалению, эти обещания так и остались обещаниями, ничего из них не выполнено", — рассказал он.
Какие именно средства на ремонт дорог выделены в бюджете этого года, представителям отрасли неизвестно.
"Тот бюджет, который правительство утверждало в кабинетной тиши и на закрытых заседаниях, засекречен. У нас нет к нему доступа, и мы не знаем, какие цифры там", — рассказал Берзиньш.
Однако, по его словам, в результате стратегической исследовательской деятельности стали известны "некоторые цифры" и выяснилось, что в утвержденном бюджете не учтена "проблематика, которая начнется в 2020, 2021 и 2022 году, когда фактически работ не будет".
"Если мы собираемся выживать лишь на то, что дает госбюджет, тогда надо сокращать отрасль минимум на треть, то есть треть предприятий должны закрыться", — говорит Берзиньш.
По его словам, некоторые утверждают, что у дорожных строителей будет работа при строительстве Rail Baltica, однако эти люди не понимают, что строительство может начаться лишь к 2023 году. Получается, что примерно три года (с конца 2019 года до 2023 года) дорожным строителям придется жить без работы. Берзиньш считает, что в таком случае "нет сомнений в том, что отрасли больше не будет, либо она не будет такой, как сегодня".
Пятьдесят тысяч километров дорог в воздухе
На вопрос о том, как Латвия выглядит на фоне других стран Балтии, Берзиньш ответил, что Эстония финансирует примерно в два раза больше, чем Латвия, а Литва — примерно в два с половиной раза больше.
"Меня ничуть не удивляет то, что там дороги лучше. В Эстонии уже в этом или в следующем году вообще не будет ни одной пыльной дороги. Там все дороги будут покрыты асфальтом или заменяющими асфальт технологиями. Литовцы тоже стараются. Но если смотреть в целом, то мы в этом смысле самая отставшая страна", — сказал он.
Более того, обслуживанием большинства латвийских дорог вообще никто не обязан заниматься.
"Общая протяженность дорог Латвии равна 74 тысячам км, а под надзор ГАО Latvijas Valsts ceļi (LVC) — для ремонта и обслуживания — отдана 21 тысяча, и получается, что 53 тысячи км остаются "висеть где-то в воздухе", — рассказал он.
При этом независимо от того, кому принадлежит дорога — муниципалитету, частному предпринимателю, государству или еще кому, — уже около 15 лет никто на нее в целом сверху не смотрит и не оценивает ее. Вместо проведения всестороннего обследования дорог Латвии, министерство транспорта и LVC "придумывают какие-то отдельные, не связанные с общим контекстом программки, которые включаются в различные документы политического планирования".
"Если говорить о хорошем, то мы привели в порядок где-то 74% главных государственных дорог, то есть они в хорошем или очень хорошем техническом состоянии. Еще предстоит привести в порядок около 26%. Но, как я уже говорил, это лишь 21 тысяча из 73 тысяч км", — сказал Берзиньш.
"А затем идет "куча" региональных дорог, 50% которых вообще не асфальтированные. Те, которые асфальтированные, у них заплата на заплате, и не видно, где начинается основной асфальт, а где заканчивается заплата.
Эти дороги последний раз нормальный ремонт видели примерно тогда, когда делался портфель, который ежегодно носим в Сейм, — в середине 80-х годов.
Удивительно, что эти дороги в таком состоянии еще функционируют: там можно что-то немножечко "заделать" и еще один сезон подождать", — рассказал Берзиньш.
Не вкладывая в дороги сегодня, мы грабим последующие поколения, считает он.
"Думаю, что они продолжат ездить по дорогам, а не летать на дронах. Этим поколениям придется платить за приведение в порядок тех же самых дорог в два или три раза больше по сравнению с той суммой, которая нужна, чтобы сделать это сейчас", — пояснил Берзиньш.