РИГА, 13 дек — Sputnik. В конце ноября руководители крупнейших латвийских логистических предприятий отправились в Витебск, чтобы принять участие в форуме "Дни латвийских регионов". Почему именно туда, рассказали в сюжете пресс-службы Латвийской железной дороги (Latvijas Dzelzceļš).
"Дни латвийских регионов" привлекли внимание предпринимателей обеих стран: на форум собрались несколько сотен участников, в том числе 120 гостей из двадцати регионов Латвии, приехали и представители железной дороги и портов.
Такой интерес можно объяснить тем, что Витебск - ворота к латвийским портам. Этот белорусский город - важный железнодорожный узел, который напрямую связан с латвийскими рельсами. По сравнению с главным конкурентом Рижского порта - Клайпедой - у латвийского транзитного коридора есть преимущество в привлечении грузов из Витебского региона.
На бизнес-форуме управляющий Рижского свободного порта Ансис Зелтиньш назвал сотрудничество с Витебском взаимовыгодным - в нем заинтересованы предприятия обеих стран.
Президент Latvijas Dzelzceļš Эдвинс Берзиньш считает, что успешное сотрудничество с Беларусью - это уже реальный факт.
"Уже много лет латвийскую и белорусскую железную дорогу связывает успешное сотрудничество в различных сферах - в перевозке грузов и пассажиров, а также в организации международной железнодорожной системы", - отметил Берзиньш.
Он считает, что участие в витебском форуме помогает развивать региональное сотрудничество.
"Витебск - один из главных пунктов, откуда грузы везут в сторону Латвии, и объемы этих грузов только растут. Поэтому обсудить и укрепить отношения, а также создать новые важно для каждого, кто приехал на это мероприятие", - рассказал глава железной дороги.
По статистике Латвийской железной дороги, за первые десять месяцев этого года перевозки грузов по железной дороге между Беларусью и Латвией составили 24,65 миллиона тонн, из них 7,8 миллиона тонн - это грузы белорусского происхождения, их на 32% больше, чем в прошлом году.
Большая часть этих грузов поступает с нефтеперерабатывающего завода "Нафтан" в Новополоцке - одного из крупнейших в Европе. Здесь производят бензин, дизельное топливо, разные масла, химикаты и полимеры.
"Нафтан" построен еще в советское время, но в настоящий момент он серьезно модернизируется.
Нефть на переработку поступает из России, Ирана и Венесуэлы. В год перерабатывается 12 миллионов тонн нефти. За один день производится достаточно дизеля, чтобы заправить двести тысяч автомобилей.
Бензина получается меньше - его хватит на заправку шестидесяти тысяч машин. В следующем году планируется увеличить производство бензина на 90%.
Один из главных экспортных рынков "Нафтана" - это Европа, а самый короткий и выгодный путь туда пролегает как раз по латвийской железной дороге и далее через Рижский порт. Именно поэтому латвийские транзитные предприятия так охотно приехали в Витебск - они рассчитывают на увеличение объемов поставок.
Как рассказал Sputnik Латвия представитель "Газпромтранса" Андрей Ващенко, соглашение по нефтепереработке между Россией и Беларусью, вступившее в силу 1 ноября, может лишить страны Балтии последних экспортных углеводородов из Беларуси.
Дело в том, что Россия перестраивается с экспорта нефти в пользу поставок нефтехимической продукции.
Кроме того, Россия намерена переориентировать транзит на собственные порты на Балтике, что также негативно может отразиться на латвийском логистическом секторе.
РЖД дали Беларуси скидку 50%, чтобы она увела перевалку из Прибалтики>>