РИГА, 14 ноя — Sputnik, Симона Алексеева. В этом году латвийское киноискусство переживает небывалый подъем. К 100-летию государственности вышел ряд отечественных фильмов, сделавших отличные кассовые сборы.
Фигурировавшие в номинациях на "Большого Кристапса" хиты – эпическая сага "Кольцо Намейса" Айгара Граубе, криминальная ретро-комедия "Фонд криминальных высочеств" Оскара Рупенхейта и драма "Билле" Инары Колмане – затмили в латвийском прокате даже некоторые зарубежные блокбастеры.
А уж когда осенью на экраны вышла комедия положений про жизнь рижской богемы в 1930-е годы Homo Novus, персонажей которой наделили чертами Романа Суты, Карлиса Падегса и других культовых художников, статистика побила все рекорды.
По подсчетам администрации исторического кинотеатра Splendid Palace, выбор в пользу латвийского кино сделали 70% от общего числа зрителей.
Лучшие из лучших
Битва за "Кристапсы" развернулась серьезная. Награды распределило международное жюри, в которое вошли рожденные в Латвии зарубежные кинодеятели и латвийские профи, в том числе президент Рижского международного кинофестиваля Riga IFF Сонора Брока, режиссер Виестурс Кайришс и кинопродюсер Линда Крукле.
Приз за пожизненный вклад вручили киноведам Михаилу Сависко и Абраму Клецкину. В своих публикациях в конце 1970-х годов они сформулировали принципы нового документального кино.
Журналист, публицист, доцент и обожаемый студентами журфака Латвийского университета преподаватель Абрам Клецкин выступил также соавтором сценария культового документального фильма 1986 года "Легко ли быть молодым?" режиссера Юриса Подниекса.
Победа в номинации "Лучший дебют" досталась недавнему журналисту и редактору новостей на канале LTV Гунтису Боярсу. Дебютировавший с фильмом "Мужчина и далии" в качестве режиссера лауреат обратился со сцены к аудитории со словами: "Этот фильм не про уход за цветами, не про мужчину и не про далии. Это мое послание – будьте внимательны к своему прошлому".
"Лучшим короткометражным фильмом" стал анимационный "День электрика" Владимира Лещева. Владимиру же, который выступил и автором, и продюсером этой работы, достались лавры "Лучшего режиссера-аниматора".
"Лучшим сценаристом игрового кино" признали Оскара Рупенхейтеса – режиссера и автора стильной и уморительно смешной комедии с оттенком ретро "Фонд криминальных высочеств", снятой на средства от краудфаундинга при участии непрофессиональных актеров.
Лавры в номинации "Лучший исполнитель мужской роли второго плана" достались дебютировавшему в этом фильме на съемочной площадке юристу Андрису Даугавиньшу.
"Лучшей актрисой второго плана" признана исполнительница роли супруги Жаниса Липке в фильме "Отец Ночь" Илзе Блауберга. Фильм о рижском герое Второй мировой войны, спасавшем евреев от нацистов, собрал внушительный урожай наград.
Давис Симанис провозглашен "Лучшим режиссером игрового кино", Андрейс Рудзатс стал "Лучшим оператором", а кропотливо воспроизводившая атмосферу непростых лет Кристине Юрьяне удостоилась титула "Лучший художник".
Звезда Нового Рижского театра Элита Клявиня стала "Лучшей актрисой" благодаря участию в латвийско-французском экспериментальном и добровольческом кинопроекте "Рига. Дубль 1" - калейдоскопичном рассказе про четырех женщин, на съемки которого не было потрачено ни одного цента из госказны.
Ну а "Лучшим актером" назван коллега Клявини по театру Вилис Даудзиньш, исполнивший роль бывшего полицейского и тренера бойцовских собак в триллере про отношения "С пеной у рта".
"Режиссер сообщил мне, что в фильме с участием собак мы будем снимать больше дублей, чем обычно. И в итоге в фильм войдут те, где лучше выйдут именно четвероногие друзья. В таких вот условиях жесткой конкуренции я и завоевал свой "Большой Кристапс", - иронизировал со сцены актер.
Ну а "Лучшим полнометражным фильмом" была названа "Билле" - разворачивающаяся в конце 1930-х годов история взросления девочки. Режиссер Инара Колмане параллельно этому масштабному проекту успела выпустить и документальный фильм "Двойная жизнь. Секс и СССР", о котором мы уже рассказывали.
По иронии судьбы рекордсмен по числу номинаций на "Большого Кристапса" фильм Homo Novus, поставленный режиссером Анной Видулеей по мотивам романа художника и писателя Аншлава Эглитиса, удостоился лишь одной награды.
Лиене Ролштейна получила титул "Лучший художник по костюмам". Управляющая кинотеатром Splendid Palace компания Rīgas Nami присудила создателям фильма (студия Film Angels Productions) и свой приз — как "Рекордсмену проката".
А ведь помимо блестящих актерских работ и огромного эстетического удовольствия от роскошных интерьеров, костюмов и вплетенных в канву фильма реальных произведений искусства 30-х, Homo Novus радует еще и невероятным саундтреком. Музыку к фильму написал маэстро Раймонд Паулс, а в камео и с вокальными партиями блещет Интарс Бусулис. Так что этот фильм точно следует смотреть.