РИГА, 11 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Первые лица Латвии на полном серьезе убеждены, что республика должна обороняться от угроз "с вражеской стороны". Какую сторону они считают "вражеской" — понятно без слов. И вряд ли это Литва или Эстония.
Красно-бело-красные флажки, шарфики со свастикой, старая техника из богатых стран НАТО, выражение пламенного патриотизма на лицах и сотрудники спецслужб на крышах. Так уже с самого утра в центре Риги около памятника Свободы приготовились отмечать главный военный праздник Латвии - День Лачплесиса.
Подайте на оборону
Согласно сложившейся традиции, около Пороховой башни - филиала Военного музея, министерство обороны устроило выставку военной техники. Выставили несколько совсем уж стареньких броневичков, которые Латвия купила втридорога у других стран альянса.
Тут же самое богатое министерство из всех поставило ящик для пожертвований ветеранам и инвалидам латвийской армии. Многие гости выставки этого не поняли и часто напоминали военным, собирающим милостыню, что у вооруженных сил и без того полно денег.
Военные также раздавали красно-бело-красные флажки, календарики и плакаты с рекламой службы в Национальных вооруженных силах, где все рисунки были сделаны в стиле американских комиксов. Хорошо еще, что на рекламных плакатах обошлись без бэтменов и человеков-пауков. Впрочем, даже латышский продукт - Лачплесис - на рисунках отсутствовал.
Больше всего людей, конечно, собралось около памятника Свободы, где по кругу торжественно и быстро маршировали солдаты разных родов войск. Правда, полицейских, которые охраняли покой латвийской армии, согнали к памятнику, кажется, вдвое больше.
Неужели опасались чего-то? Как будто в такой день и в таком месте кто-то мог осмелиться атаковать бойцов таких мощных вооруженных сил. Но тем не менее кого-то явно боялись, поскольку иначе не посадили бы на каждую крышу вокруг площади группы спецназовцев, которые смотрели парад через прицелы снайперских винтовок.
И тут улыбнулись дипломаты из США
А кого боялись, обозначила в своей речи переизбранная недавно спикером нового Сейма Инара Мурниеце. У микрофона, установленного перед памятником, она выступала от имени отсутствовавшего президента Раймондса Вейониса.
Мурниеце недвусмысленно дала понять, что "наша армия должна охранять покой и безопасность страны на рубеже Латвии и НАТО". Где у Латвии этот рубеж всем понятно.
Но потом спикер Сейма многих заставила улыбнуться, сказав на полном серьезе, что "Латвия самоотверженно укрепляет НАТО". Надо было в этот момент видеть улыбки на лицах представителей посольства США, которые пришли всех поздравить с Днем Лачплесиса.
Парад закончился довольно быстро. "Да, маловата наша армия для укрепления НАТО..." - пошутил по-русски один мужчина в толпе зрителей. Шутника тут же со всех сторон обругали нервные латышские бабушки, которых на любых национально-правильных торжествах всегда абсолютное большинство.
От свободы до Калпакса
От памятника Свободы многие военные и первые лица Латвии отправились на возложение цветов к памятнику Оскарсу Калпаксу, который будто бы был основателем Латвийской армии.
Хотя, на самом деле, Оскар Петрович Колпак был тогда офицером русской царской армии (еще не расформированной) и командовал ее отдельным латышским батальном.
По-латышски Колпак не говорил до конца своих дней - не знал языка. Да и погиб он от пули своих же - по ошибке.
Вот так, собственно, и завершилась первая официальная часть Дня Лачплесиса.
Огненное шествие
За официальной частью последовали полностью согласованные с Рижской думой народные гулянья с факелами - огненное шествие.
В шествии приняли участие десятки тысяч человек, среди которых были и дети, и подростки, и люди зрелого возраста, и пенсионеры. Маршрут проходил от Братского кладбища до памятника Свободы. Возглавляли шествие люди в куртках патриотов с нашивками, напоминающими "Мертвую голову" дивизии СС, только череп венчал черный берет с тремя золотыми звездочками, а не каска.
На пути от кладбища до Вецриги к идущим постоянно присоединялись все новые патриоты. Тысячи национально-озабоченных открыто показывали в центре Европы, какие силы и какую идеологию возрождают в Латвии.
А закончилось все десятками тысяч свечей у памятника Свободы, на набережной и на плоту, который спустили по черным водам ночной и холодной Даугавы.
Вот такой был праздник Лачплесиса в Риге, и самое страшное, что многим он пришелся по вкусу.