РИГА, 11 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Латвия уверенно вошла в ряд европейских стран, где с каждым годом появляется все больше крошечных, чуть ли не семейных производств не только пива, но и самых разных крепких традиционных напитков. Ими гордятся небольшие города и столицы, они всегда в центре внимания на выставках, где обязательно находят место стопроцентно национальным продуктам. В Латвии именно такой продукт – напитки Akmeņlauzis ("Камнетес"), которые на все сто процентов делают по местным традиционным рецептам, причем, с подачи австралийца.
Как смелый австралиец латвийские традиции оживляет
В Латвии сейчас надо быть очень смелым человеком, чтобы открыть свое маленькое алкогольное производство, поскольку налоговая политика этому, мягко говоря, не способствует. Одно дело, когда ты часть международного концерна – тебе и море по колено, а другое, если ты действуешь без поддержки и вообще вышел "из пещеры". Причем, насчет "пещеры" - верно на сто процентов, к тому же вышел из нее - австралиец.
![Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/995/46/9954616_0:0:3072:2048_600x0_80_0_0_e197a121c19b4b77d92ab33b524cd333.jpg)
История здесь такая. Некоторое время назад вернулся на родину эмигрант из Австралии Кришьянис Путниньш - предприимчивый человек. Он открыл в подвале старого дома в Вецриге фолк-клуб Ala (в переводе - "Пещера"), который быстро полюбили и туристы, и латвийцы. Об этом месте в Риге знают многие: приходят послушать латвийских музыкантов. Решил Кришьянис Путниньш, кстати, еще и уважаемый в Риге профессиональный повар, что в своем клубе должны быть и собственные напитки, причем, традиционные. И начал экспериментировать.
Традиции самогоноварения в наших краях не очень давние – его начали делать в Латвии около 250 лет назад. Самогон, точнее – сусло, делали, например, в Видземе из ржи, которой там всегда выращивали много. Варили продукт и из пшеницы, но она в Видземе стоила примерно на треть дороже ржи, а также - из гречихи, хотя та в процессе приготовления часто быстро пригорала к котлу. Так, методом проб и ошибок остановились на ржи. К слову, в том регионе в 1860 году насчитывалось 2 413 корчм.
Время смелых экспериментаторов
Но вернемся к Кришьянису Путниньшу. Первым делом он с коллегой Эрестсом Отомерсом поставил самогонный аппарат. Причем его разработали по собственной технологии, чтобы продукт получился идеально чистый. После второй перегонки крепость самогона была 92 градуса.
Пока добились желаемого качества и вкуса, прошло чуть ли не три года: по-разному варили сусло, меняли сорта дрожжей, пробовали воду из разных источников Латвии, скважин и фильтров. Наконец, остановились на том, что самогон стали делать из ячменя и ржи в разных пропорциях, запатентовав бренд Akmeņlauzis.
![Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/995/47/9954701_0:0:3072:2048_600x0_80_0_0_7713948bb9e4cd7cfb71ed8a83b5bd9a.jpg)
Однако, чистый самогон – продукт не для всех. Значит, надо начинать экспериментировать. Например, традиционные напитки разных регионов Латвии – это хреновуха и крепкая настойка на чесноке. Только в магазинах продаются, по сути, водки, настоянные на чесноке или хрене. Зато в деревнях всегда сами делали самогон и потом давали волю фантазии, настаивая крепкий продукт на разных дарах природы.
Душа Akmeņlauzis Майгонис Юхневич отвел корреспондентов Sputnik на производство, где не скрывал никаких тайн.
"Это сейчас мы переехали в новые довольно просторные помещения на улице Маскавас, а начиналось все в Вецриге в комнатке 19 квадратных метров. Там стоял самогонный аппарат, а бочки, где выдерживались напитки, размещали в три ряда – одна поверх другой, чтобы около них еще как-то протиснуться можно было. Но теснота качеству продукта не помеха. Напитки получались знатные и вскоре их стали замечать другие клубы в Вецриге, заказывая их у Кришьяниса", - рассказывает Майгонис Юхневич.
Дары природы да в щедрые рюмки
Единомышленники разработали 13 разных напитков. Например, есть настойки на разных ягодах – на облепихе, черной смородине, клюкве, рябине. Разумеется, были и самые любимые народом настойки на хрене и чесноке. Если говорить о пропорциях, то тут не экономили ни на хрене, ни на чесноке: засыпали полбочки, а остальное заливали самогоном, крепость которого постепенно понижалась примерно до 40 градусов.
В Латвии существует проблема – все тут у нас очень сезонно, и урожая тех или иных плодов может попросту не быть, или он окажется чересчур плохой. Совершенно непредсказуема ситуация с капризной цидонией, а в этом году созрело мало рябины. Но раз уж ты решил наладить производство, то стабильно всегда должны быть одинаковые продукты – не разочаровывать клиентов. В итоге от некоторых видов напитков со временем пришлось отказаться, как, например, от настойки на цидонии.
![Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/995/49/9954977_0:0:2030:1353_600x0_80_0_0_9e203790b358f18389590dcf40120c0b.jpg)
Друзья придумали и свой собственный бальзам на латвийских травах и чае, а также сделали "рождественский" напиток, который по вкусу напоминает глинтвейн, но только 36-градусный. Есть еще перцовка с разнотравным медом. Перцы, между прочим, тоже выращены на латвийских грядках. Причем, технологи использовали не чили, как у конкурентов, а кайенский перец, халапеньо, хабанера (он же капсикум китайский – один из самых жгучих в мире сортов).
Сейчас за техническую составляющую отвечает истинный патриот самогоноварения Валдис Бишофс, который работает явно не ради галочки, проводя на заводе и за чтением специальной литературы чуть ли не сутки.
"А недавно мы еще сделали очень качественную водку, причем, из латвийского спирта. Это в последнее время в Латвии большая редкость. Производство спирта - дело, мягко говоря, затратное, и конкуренция тут суровая. Однако в местечке Калснава есть маленький спиртовой заводик, где исключительно качественный продукт делают из местного зерна. И мы на его основе производим водку. Экспериментировали примерно полгода, пока добились желаемого результата", - говорит Майгонис Юхневич.
Смелость в победе над украинцами и шотландцами
На производстве не скрывают, что делают продукт эксклюзивный. Его хоть и можно попробовать в ста с лишним местах по всей Латвии, но в больших магазинах его, разумеется, нет, поскольку объемы производства, на самом деле, "домашние".
![Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство Камнетесы латвийского самогона: кто и зачем возрождает традиционное производство - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/995/47/9954766_0:0:3072:2048_600x0_80_0_0_0c80e953719176cd714eaf60741d7c08.jpg)
Майгонис Юхневич рассказал, что два года назад после разных побед у себя на родине решили поучаствовать в международной выставке-конкурсе на Украине International Spirits Navigator Competition, где латвийский самогон получил золотую медаль.
"Нет, ты представь, поехать на Украину со своим самогоном – и выиграть! Украина ведь - страна лучших самогонщиков, там этот напиток делают на каждом хуторе испокон веку. Да и национальные чувства у украинцев к традиционному напитку высоки. А тут мы, понимаешь, пришли – и победили. Это говорит о многом. А в 2017-м поехали в Лондон на дегустационный конкурс The International wine and spirits competition, где получили "серебро", обойдя даже традиционных шотландских производителей виски. Это тоже серьезно", – подчеркивает Майгонис Юхневич.
Самый вкусный способ избавиться от камней в почках
А почему название такое – Akmeņlauzis ("Камнетес"). Скульпторы самогоноварения? В ответ Майгонис Юхневич процитировал строки из стихотворения Осипа Мандельштама: "Тем чаще думал я: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам". Камень у разных народов – это символ долгой жизни человеческой идеи, которая в итоге получает материальное воплощение.
"Таким "камнем" для нас является изготовление напитков, что началось с идеи, удачно воплощенной в жизнь. А мы еще шутим, что у нас напитки не просто вкусные, но и полезные: крошат камни в почках", - говорит, улыбнувшись, Майгонис Юхневич.