РИГА, 24 окт — Sputnik. Европе необходимы тысячи новых линий электропередачи для "зеленой энергии", но этому мешает сопротивление местных жителей, пишет Politico.
Бригитта Альтманн, живущая возле баварского города Вунзидель, возражает против строительства новой линии высокого напряжения Süd Ost Link, которая должна пройти возле ее дома. Власти утверждают, что линия необходима, чтобы направлять энергию с ветропарков в северной Германии на фабрики на юге страны.
"Они говорят, что это для ветряной энергии, но абсолютно ясно, что сейчас по проводам пойдет угольная энергия, - говорит Альтманн. - Если бы это был ветер, я бы согласилась, но все равно спросила бы, соблюден ли закон".
Она не одинока: активисты по всей Европе блокируют строительство линий электропередачи и ветропарков на миллиарды евро, жизненно необходимых для достижения целей ЕС по переходу на возобновляемые источники энергии.
Во Франции местные жители возражают против примерно 70% всех проектов строительства ветропарков. Датские рыбаки жалуются на то, что ветряки в Северном море распугивают рыбу. В Ирландии из-за общественного сопротивления пришлось пересмотреть планы строительства нескольких линий электропередачи.
Линия электропередачи FAB между Францией и Великобританией вызвала протесты на острове Олдерни. В ответ на жалобы на шум ветротурбин правительство Польши в 2016 году сделало правила строительства ветропарков такими строгими, что инвестиции в эти проекты прекратились.
Местные волнения
Согласно 10-летнему плану развития энергетики ЕС, блок ежегодно должен строить более 60 тысяч километров линий электропередачи стоимостью в 114 млрд евро. Оценка этого года показала, что из 350 проектов более ста были отложены из-за "местного сопротивления".
"Почти против каждого проекта есть местные возражения - они могут быть незаметны на национальном или европейском уровне, но везде, где вы строите, есть противодействие", - говорит Антонелла Баттальини, генеральный директор Renewables Grid Initiative, сети негосударственных организаций и операторов электрических сетей.
Эта позиция "только не у меня во дворе" очень отличается от общественного мнения, существовавшего десятилетия назад, когда была построена основная энергетическая сеть Европы.
"Тогда строительство было знаком прогресса и экономического роста, - говорит Баттальини. - Теперь все иначе. Люди спрашивают себя: "Нужно ли нам это? Зачем нам это нужно?"
Именно такой вопрос задает баварец Маттиас Гроблебен, протестующий против строительства Süd Ost Link. Взамен он предлагает производить больше местной энергии и создать децентрализованную систему электропередачи.
"Пять лет политики говорят, что нам нужна энергия с севера, потому что на севере производят много ветряной энергии, - говорит он. - Если у нас будут солнечные панели, то мы сможем использовать собственную энергию. Правительство никогда не думает о чем-то новом, только о расширении существующей сети".
Правительство Германии пытается справиться с этими возражениями. В 2015 году оно согласилось, что от большинства наземных линий между севером и югом стоит отказаться, чтобы вышки не портили живописные пейзажи. Однако подземные линии стоят на миллиарды евро дороже, а фермеры теперь недовольны тем, что для строительства роют их земли.
Брюссель объясняет
Власти Брюсселя не всегда в состоянии объяснить, почему тот или иной проект необходим.
"Когда я обсуждаю эти проблемы с политиками в Брюсселе, они говорят мне, чтобы я объяснил, что это полезно для европейской торговли, - говорит Мариус Штрекер, сотрудник нидерландско-германского оператора электросетей TenneT. - Худшее, что вы можете сказать людям в Баварии, что это нужно для европейской торговли".
Когда он пытается объяснить, что новые линии электропередачи помогут снизить цену на электричество, ему отвечают: "Для кого - для датчан?"
Возражения против проектов инфраструктуры также связаны с волной популизма в Европе. Итальянское "Движение пяти звезд" возражало против большинства таких проектов еще до того, как пришло к власти, польские "Право и справедливость" и французский "Национальный фронт" активно выступали против наземных ветропарков.
"Для некоторых групп все, что приходит из Европы, представляет угрозу для местной идентичности", - говорит Баттальини.
При этом задержки при строительстве новых линий электропередачи и ветропарков означают, что местные АЭС и угольные электростанции продолжают работать дольше, притом что местные активисты возражают и против этого тоже.
Выслушать другую сторону
Причины для возражения против инфраструктурных проектов часто довольно сложны, говорит Баттальини. Люди беспокоятся, что линии электропередачи или ветропарки снизят цены на недвижимость или испортят пейзаж. Они несогласны с планами строительства или волнуются по поводу вреда для окружающей среды. Иногда они просто хотят, чтобы их выслушали.
"В прошлом мы бы планировали линию электропередачи, просто проведя на карте черту от точки А до точки Б, - говорит Розмари Стин, директор по внешним связям ирландского оператора EirGrid. - Теперь нам надо учитывать пожелания общины".
Четыре года назад проект строительства линии электропередачи в западной Ирландии натолкнулся на сопротивление местных жителей, и EirGrid решил выслушать их и объяснить свою позицию.
"Когда люди поняли, что именно мы предлагаем, большинство страхов, связанных с проектом, исчезли, потому что люди поняли, что смогут повлиять на проект", - говорит Стин.
Сейчас у оператора EirGrid даже есть собственное издание с говорящим названием "Как мы строим линию электропередачи и как вы можете повлиять на наши планы".
"Наше поколение хочет больше контроля и влияния, чем наши родители, - говорит Стин. - Во всей Европе вырос уровень образования, люди хотят участвовать в том, что происходит, и сердятся, если им не дают такой возможности".
Однако участие общественности означает, что время работы над проектом удлиняется, так что европейским регуляторам приходится заранее учитывать время и деньги, необходимые для изменения общественного мнения.
"Мы никогда не получим полного одобрения, потому что мы не продаем айфоны и не раздаем бесплатное пиво, - говорит Штрекер. - Это не то, что люди хотят видеть возле своего дома или сада, но иногда они готовы смириться".