РИГА, 8 окт — Sputnik. Торговые войны больших держав чреваты для маленьких стран и экономик негативными последствиями, пострадать от санкций той или иной страны могут даже союзники, а смогут ли они преодолеть трудности, зависит в том числе и от наличия сильного лобби, заявил эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов в интервью "Открытому городу".
По его словам, степень риска маленьких стран понести экономические потери в результате противостояния великих держав зависит от того, как устроены экономики этих государств, насколько они монокультурны, а также от других факторов.
"Представим себе ситуацию, что Америка вводит эмбарго на торговлю медью. Для Бразилии это все равно, для Чили — катастрофа. Так устроена малая экономика. Если, например, у Латвии важные поступления — торговля с Россией санкционным товаром, конечно, она страдает. А у Америки нет никакой торговли с Россией санкционным товаром, и на экономике США это никак не сказывается", — пояснил эксперт.
По его мнению, то, насколько успешно пострадавшие страны смогут компенсировать нанесенный им ущерб, — вопрос лоббизма.
"Если у Латвии есть лобби, начнут бить в набат: смотрите, мы союзники, но мы страдаем. Вы должны нам потери компенсировать. Купите шпроты. Вы не знаете, что такое шпроты? Сейчас мы вам расскажем: на каждом новогоднем столе рядом с индейкой должна стоять баночка шпрот. Если лоббисты так сработают, то перед шпротами с черным хлебом откроется огромный американский рынок", — пояснил Баунов.
Перспективы Балтии
То, что сегодня происходит в Балтии, выглядит довольно печально, считает Александр Баунов. По его мнению, лучше всего их трех стран дела обстоят у Эстонии.
"Таллинский регион прислонился к Хельсинки. Это хорошо. Это такой мегаполис по обе стороны залива. Потому что Хельсинки маловат для серьезной метрополии, Таллин тем более, а так вместе со скоростным судовым сообщением, с более дешевым сервисом и низкими эстонскими зарплатами они создали такой двухполярный мир. Получилась одна финно-угорская большая страна по обе стороны финского залива", — привел обоснование эксперт.
Для двух других республик Балтии самая большая проблема на сегодня – это отток населения.
"В Литве ситуация чуть бодрее, потому что отношение к закону, праву и порядку чуть более расслабленное, чем в Эстонии и Латвии, это дает людям возможность больше вертеться, быстрее краткосрочно развиваться. Плюс населения больше — это какой-никакой внутренний рынок. Трехмиллионный регион даже в России — это очень серьезно. Поэтому в Литве чуть легче живется, и она находится ближе к Польше", — отметил Баунов.
Для Латвии, по его мнению, хорошей статьей доходов мог бы стать туризм со стороны России.
"Это ближайшее к Москве море на расстоянии всего 900 километров. Но для этого нужно серьезное железнодорожное сообщение, серьезные дороги, какой-то другой тип перехода границы, как, например, сейчас с Финляндией, когда проверка документов проводится прямо в поезде на ходу. Спрос на страны Балтии есть. Если за полсезона в Турцию в этом году выехал миллион, то почему хотя бы 100 тысячам не приехать к вам", — заявил эксперт.
Однако политические власти балтийской республики, кажется, не очень заинтересованы в развитии туризма.
"Просто я так понимаю, что правительство Латвии не очень этого хочет. Может, есть страх быть поглощенными, стать слишком зависимыми", — пояснил Баунов.
Он отметил, что и история с ВНЖ, когда правительство Латвии ввело повторные сборы с уже получивших вид на жительство, отталкивает от страны.
"Это многих отпугнуло. Даже среди моих друзей, которые симпатизировали балтийским странам и старались получить ВНЖ или уже получили латвийский вид на жительство, отношение к стране изменилось. Когда однократная выплата вдруг становится многократной, это выглядит по меньшей мере странно. Они расценили это как надувательство", — сказал Баунов.