РИГА, 5 окт - Sputnik, Александр Малнач. В начале сентября телетайпы мировых телеграфных агентств взорвала новость: Латвия выдвинула своего кандидата на Нобелевскую премию мира. Точнее, не Латвия, а председатель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам Инесе Лайзане (Национальное объединение "Все — Латвии!"-ТБ/ДННЛ - ред.). При том, что заявку в Нобелевский комитет подготовила не она сама, а писательница земли латышской Нора Икстена.
Нобелевская премия мира, по определению Оксфордского словаря, есть "самая престижная в мире награда, присуждаемая за сохранение мира на земле". Согласно завещанию Нобеля премию мира следует присуждать лицу, принесшему наибольшее благо человечеству и сделавшему больше всего во имя братства между народами, для роспуска или сокращения действующих армий и проведения и пропаганды конгрессов в поддержку мира.
С течением времени Нобелевская премия мира несколько поменяла профиль. После принятия Всеобщей декларации прав человека (1948) премии все чаще стали присуждаться активистам борьбы за права человека. Начиная с 1950-х годов Нобелевский комитет стал отмечать также гуманитарную деятельность, а после 1991 года приоритетом объявили прекращение локальных конфликтов и войн, а также защиту прав человека.
Какими же заслугами на ниве миротворчества, гуманитарной деятельности и борьбы за права человека отличилась Доронина-Ласмане? В заявке, составленной Икстене и поданной от имени Лайзане, сказано, что "Европа и мир в целом поздно начали осознавать масштабы коммунистического террора и геноцида, судьбу тысяч жизней, что эта власть сломала и уничтожила". "Жизненный путь латышской диссидентки, узницы совести Лидии Дорониной-Ласмане — яркое и живое свидетельство этой исторической правды", - говорится в заявке. В ней же приводятся слова самой Дорониной-Ласмане: "Я выросла со своим государством, с его духом. Я не могла принять оккупацию, которая претила всей моей сущности. У той великой власти (lielvara) не было никаких прав нас завоевывать".
Оставим в стороне такую деталь, как более чем преклонный возраст жертвы "коммунистического террора и геноцида". Среди спасшихся узников еврейских гетто времен Второй мировой войны тоже имеются долгожители. Правда, я не слышал, чтобы одних евреев терроризировали и убивали другие евреи. Иначе, какой же это тогда геноцид — истребление отдельных групп населения или целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам?
Но давайте рассмотрим персональное дело Лидии Дорониной-Ласмане. По данным Латвийского Госархива, она родилась 28 июня 1925 года в курземской глубинке. Первый раз была арестована в ноябре 1946 года за "преступные связи с бандой и ее поддержку", а именно за укрывательство "лесных братьев". В 1947 году ее судил военный трибунал, присудивший ей 5 лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Наказание отбывала в Востураллаге в Свердловской области.
После освобождения в 1951 году Лидию направили на вечное поселение в Воркуту, где она познакомилась и впоследствии вышла "за своего следующего мужа Михаила Доронина". В 1960 году она вернулась в Латвийскую ССР, где 3 августа 1970 года была арестована вторично за "распространение заведомо ложных измышлений, в которых дискредитируются советское государство и общественный строй". Верховный суд ЛССР осудил ее на два года лишения свободы, срок отбывала на территории республики.
Любопытная деталь. В середине 1990-х Дорониной-Ласмане присвоили орден Трех звезд, но она отказалась от награды, поскольку "в числе кавалеров ордена есть чекисты". С тех пор душа диссидентки немного смягчилась, ведь она христианка.
"Разве мать не простит своих детей, если те согрешили? И в случае осведомителей ЧК действует тот же принцип. Я осуждаю не Яниса Рокпелниса, а ту великую власть (lielvara), что его мучила", - заявила Доронина-Ласмане в одном из недавних интервью.
И еще фрагмент интервью, в котором экс-диссидентка постулирует свой нравственный императив, обнажает свою национальную совесть: "Такова жизнь. Я принимаю ее такой, какая она есть. Наш президент Гунтис Улманис 25 лет был коммунистом, но я его принимаю как своего президента, как свою государственную власть, какую дал мне Господь".
Хорош "коммунистический геноцид", когда палачи сочувствуют жертвам, а жертвы - палачам по национальному признаку. Хороша вера в Господа, разрешающая упорно противиться советской власти и смиренно принимать власть антисоветскую. Впрочем, от своего предложения 2015 года: провести, следуя примеру Украины, люстрацию чиновников и силовиков, Доронина-Ласмане не отреклась.
"Пусть и спустя 20 лет, но это должно произойти. Только тогда Латвия получит стабильность, которая основана на истинных ценностях", - писала она тогда и повторяет теперь. "Думаю, это могло бы нас объединить... Нам следовало бы достичь единства в своей среде как единому латышскому народу в любви друг к другу, несмотря на то, какой грех был у каждого", - проповедует Лидия любовь, хромую на одну, национальную ногу.
Ей и в голову не приходит, что в гробу, а точнее в братских могилах, видели подобную "честность" ее соплеменников-антисемитов десятки тысяч замученных и убитых в годы Второй мировой войны латвийских и не только латвийских евреев. Ни о них, ни о советских активистах разных национальностей, без счета ликвидированных в первые дни нацистской оккупации, ни о пленных красноармейцах, павших от содержания в бесчеловечных условиях, не болит голова у дятлов национальной латышской любви и совести. Против нацистской оккупации (тоже ведь lielvara) ни Доронина-Ласмане, ни Икстене не выступают. Та не была им классово и идейно чуждой.
Итак, Доронина-Ласмане - убежденная националистка и антисоветчица, неоднократно вступавшая в противоборство с советской властью: помогала нацпартизанам, занималась самиздатом, фиксировала нарушения прав человека в СССР. Советская власть рухнула, хотя заслуга Дорониной-Ласмане в этом ничтожна. Так, кстати говоря, думает и сама Лидия, приписывая всё случившееся промыслу Божьему. Но, так или иначе, в ее случае речь идет о подрывной деятельности, направленной на свержение общественного строя, основанного на общенародной собственности на средства производства, установленной в результате социалистических преобразований, а за контрреволюционную деятельность, как ни крути, Нобелевская премия мира не полагается.
Но давайте посмотрим на дело с точки зрения результатов крушения социалистического строя и единого государства? Сколько локальных конфликтов и войн прокатилось по территории бывшего СССР, сколько замороженных конфликтов готовы воспламениться сейчас? А гражданская война на Украине? И где, в какой из 15 республик, сегодня не нарушаются права человека? Может быть, в Латвии? Хороши же плоды миротворческой, гуманитарной и правозащитной деятельности, за которую Доронину-Ласмане прочат в нобелевские лауреаты.
Остается ответить на вопрос: зачем, с какой целью Икстена потревожила некогда мятежный, а ныне вполне примирившийся с действительностью дух Дорониной-Ласмане? Вот что думает об этом сегодняшний латвийский диссидент и узник совести доктор экономики Александр Гапоненко: "Национальное объединение собирается в порядке предвыборной борьбы опубликовать содержимое "мешков КГБ" для того, чтобы нейтрализовать своих оппонентов в Союзе зеленых и крестьян и других латышских партиях. Вот для этого и вспомнили о Дорониной-Ласмане. Создается очередной информационный повод для внутриполитической игры".
Пикантный момент. Два года назад в интервью Sputnik Нора Икстена подчеркивала: "Я, латышская патриотка и избиратель, считаю самой разрушающей Латвию партию "Национальное объединение". Они так зациклены на репрессиях, что, похоже, и сами не понимают, что творят".
Теперь Икстена льет воду на мельницу самой разрушающей, по ее словам, силы в стране, потворствует политике национальной ненависти и подавления инакомыслия в Латвии. И это вполне закономерный итог для адепта национальной любви и совести.