РИГА, 2 апр — Sputnik. Работник Комитета Государственной безопасности (КГБ), который допрашивал Нору Икстену, учившуюся в то время в школе, возможно, по-прежнему работает в латвийской судебной системе, заявила в интервью Delfi TV ar Jāni Domburu сама латвийская писательница.
Как сообщает Mixnews.lv, этот эпизод из своего детства Икстена описала в книге "Молоко матери" (Mātes pienā по-латышски), которая в переводе на английский язык называется Soviet Milk. "Злой мужчина" расспрашивал героиню книги о том, не преподает ли руководитель культурного кружка что-то, не входящее в школьную программу.
"В книге Mātes pienā есть очень болезненный эпизод, когда 17-летнюю девушку допрашивает агент ЧК и она в глубине души понимает, что сказав правду, предаст учителя", — рассказала Икстена.
Писательница признала, что потом поговорила со своим учителем Эгилом Блумом.
"Я думаю, что это та ситуация, в которую мы были брошены, это та ситуация, в которой этот учитель невольно, сам того не желая, хотел сделать детям только хорошее, а школе тем самым вредил. Но на самом деле, дети были брошены на рельсы, а он не был виноват вообще, потому что он учил нас только хорошему", — подчеркнула Икстена.
В свою очередь, говоря об агенте ЧК, который в свое время ее допрашивал, Икстена признает, что она хорошо знает этого человека и он все еще работает в системе правосудия.
"Но это только моя зрительная память, поэтому я не могу назвать его имени", — сказала писательница.
Как ранее писал Sputnik Латвия, латышский поэт, прозаик, эссеист Янис Рокпелнис признался в сотрудничестве с ЧК, и его откровение вызвало восторг и восхищение у местной интеллигенции.
Руководитель комиссии по научному исследованию КГБ Карлис Кангерис говорит о том, что есть основания полагать, что некоторые агенты КГБ в свое время были перевербованы и начали работать на благо восстановившей независимость Латвии. Теперь государству нужно защищать имена этих агентов и именно это, по мнению Кангериса, затрудняет процесс обнародования "мешков ЧК". По его оценкам, в картотеке КГБ числятся 583 работника культурной сферы.
Бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга полагает, что опубликовать "голые списки" из "мешков КГБ" было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. "Глубинные бомбы спрятаны в этих списках", — подчеркнула Вике-Фрейберга.