РИГА, 27 сен — Sputnik. Беларуси невыгодно экспортировать свои удобрения и нефтепродукты через латвийский порт Лиепая, заявил министр коммуникаций и транспорта Литвы Рокас Масюлис, передает Baltic Course.
Литовский министр отметил, что цепочки поставок белорусских грузов через порт Клайпеда хорошо отлажены, работают не первый год.
"У нас есть все оборудование, согласованы железнодорожные графики. Этот путь для них — самый дешевый", — заявил Масюлис, добавив, что нет экономических причин что-то менять.
"Мы много инвестируем, улучшаем условия в своем порту. Мы достаточно хорошо понимаем грузовые потоки, какого характера они идут, стараемся обслуживать так, чтобы у них не было желания идти другим путем. Мы верим, что наши условия самые лучшие и много над этим работаем", — заключил литовский министр.
В середине сентября президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что если Литва не очень хочет сотрудничать с Беларусью, нужно сделать упор на Латвию. "Надо сделать так, чтобы эта республика (Латвия – ред.) удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный — и немалый — эффект", — сказал Лукашенко.
В настоящее время Беларусь использует латвийские порты в первую очередь для перевалки нефтепродуктов — там переваливается 64% темных нефтепродуктов и более 80% светлых нефтепродуктов. Литовский же порт Клайпеда Беларусь выбирает для перевалки по большей части удобрений — из-за более выгодных тарифов.
Однако Латвия не оставляла попыток переломить ситуацию, чтобы вернуть утраченные позиции. Рига в целях оптимизации логистических затрат при транспортировке белорусских калийных удобрений в Вентспилсский порт еще в 2010 году предлагала Вильнюсу совместный маршрут поставок: Кяна/Стасилос — Йонишкис. В этом случае маршрут поставки проходил бы через Беларусь, Литву и Латвию, что сократило бы на 273 км логистическое плечо по сравнению с предыдущим маршрутом в обход Литвы. Но литовцы не поддержали этот проект, так как на тот момент Вильнюс уже вел железнодорожную блокаду латвийских портов.
В 2009 году Литовские железные дороги под предлогом технических работ разобрали кратчайшую в латвийском направлении железнодорожную ветку Бутинге — Ренге. Еврокомиссия после долгого разбирательства обязала Литву восстановить рельсы, но на это потребуется несколько лет.
Эксперты считают, что сегодня Латвия имеет все шансы договориться с белорусскими властями о стратегическом торгово-экономическом партнерстве, основой которого должен стать энергетический диалог. Поставки в Латвию электроэнергии со строящейся БелАЭС (против которой активно выступает Литва) могут вернуть и калийный транзит через латвийские порты.