Эксперт: железная дорога в Латвии хорошая, но без РФ везти по ней нечего

CC0 / pexels / Железная дорога
Железная дорога - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвийская железная дорога настроена на то, чтобы перевозить транзитные грузы, а без сотрудничества в восточном направлении взять их будет негде, считает бывший железнодорожник Анатолий Константинов

РИГА, 2 авг — Sputnik. В советское время по железной дороге в Латвии перевозили около 80 миллионов тонн грузов в год, ходили более 15 пар поездов дальнего следования, однако теперь LDz не может и мечтать о прежнем размахе, рассказал Rubaltic бывший сотрудник Прибалтийской железной дороги Анатолий Константинов, проработавший там с момента окончания техникума и до пенсии.

Грузы из СССР и русский язык

По словам Константинова, в 1970-80-х годах только в направлении Елгавы и Вентспилса перевозилось более 40 миллионов тонн брутто в год, а если брать направление Рига — Валга, там тоже было порядка 40 миллионов тонн.

Что касается пассажироперевозок, из Риги на южном направлении через Елгаву ходило порядка 15 пар поездов дальнего следования в сутки. Например, на направлении Рига — Вильнюс: дневная "Чайка", которая шла потом на Минск, и ночной поезд. Кроме этого, по Прибалтике шли поезда Рига — Клайпеда и Рига — Калининград.

Балтийский угольный терминал в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Очень сложная картина: Россия огорчила латвийский транзит

Еще были три пассажирских состава на Украину: Рига — Киев, Рига — Львов и Рига — Одесса. Также два поезда шли на юг: Рига — Симферополь и Рига — Адлер. И билеты на них купить было трудно, рассказал Константинов.

Сейчас из названных им маршрутов не сохранилось ни одного, закрыты и многие пассажирские маршруты внутри самой страны.

"Пассажиров стало меньше, их не набирается достаточно, чтобы они окупали эти маршруты, а убыточные направления без дотаций от государства держать никто не будет. Ведь железная дорога должна поддерживать соответствующую инфраструктуру: не только рельсы и шпалы, но и многое другое, а это большие расходы", — объяснил причины Константинов.

Кроме того, отметил он, в Прибалтике был один фактор, объединявший все страны, — русский язык.

"Сейчас этого нет — каждая республика говорит на своем языке, а скажите, что делать в Эстонии литовцу, который знает только литовский язык, или эстонцу в Латвии, если он не знает латышского?" – отметил Константинов.

Дорога хорошая – везти нечего

По словам Константинова, изменения на железной дороге в Латвии после распада СССР были не столь быстрыми.

"Первые правительства Латвии старались не вмешиваться в работу железной дороги… Перемены начались, когда стали делить общегосударственную собственность. Все, что могли, поделили, а железная дорога осталась. Вот и разделили грузовые и пассажирские перевозки, что, мне кажется, было навязано Европой. У них же там это разделено, ну и ввели что-то подобное и у нас", — сказал Константинов.

Однако на Западе железной дорогой пользуется много людей, а в Латвии пассажиропоток гораздо меньше. Поэтому многие местные направления пришлось закрыть, как, например, направления Рига — Эргли, Рига — Реньге, да и Рига — Вентспилс.

Что касается грузоперевозок, то здесь без сотрудничества с Россией не обойтись, считает Константинов.

"Латвийская железная дорога настроена на то, чтобы перевозить транзит, на 85–90%, местных грузовых перевозок у нас практически нет. Естественно, если рядом с нами находится такой сосед, как Россия, для которой 50–80 миллионов тонн грузов — это мелочи, то наше сотрудничество явно должно развиваться в восточном направлении", — считает эксперт.

Он отметил, что техническое состояние железной дороги хорошее — за счет средств из еврофондов были выполнены многие проекты по реконструкции.

"Так что в целом нельзя сказать, что у нас все плохо, — пути в хорошем состоянии, перевозить по ним грузы можно. Конечно, жаль, что этих грузов стало меньше и объем сокращается", — отметил Константинов.

По его мнению, нужно продолжать модернизацию дороги и улучшать состояние пути именно на этом участке; например, на пути Санкт-Петербург — Варшава, связывающем северную часть России с Евросоюзом.

"В свою очередь, то решение, которое принято нашим правительством, а также ЕС по проекту Rail Baltica, не учитывает развитие перспективного китайского проекта "Шелковый путь" и ни к какому улучшению транзита с востока не приведет", — заключил Константинов.

Лента новостей
0