РИГА, 13 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. В пятницу, 14 сентября, в Санкт-Петербурге Александринский театр показывает премьеру сезона – спектакль по современному переводу пьесы Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак". Роль Роксаны играет молодая талантливая актриса из Риги Оксана Обухович.
"Это абсолютно новый опыт, смелый эксперимент. На репетициях у актеров была возможность искать разные варианты существования на сцене, находить неожиданные решения. Для меня время выпуска спектакля превратился в захватывающее путешествие внутрь себя", – говорит Оксана.
Ради мечты стать актрисой ушла… в вечерку
Впервые мама привела маленькую шестилетнюю Оксану в Рижскую театральную студию "Реверанс" к заслуженной артистке Латвии Людмиле Шевченко. Она помнит, как на просмотре спела три песни: латышскую, поскольку ходила в латышский детский сад, русскую застольную "У церкви стояла карета", которую выучила у бабушки в Беларуси, и "Опиум для никого" из репертуара группы "Агата Кристи", которую любила слушать ее старшая сестра.
"Помню, как затянула: "Я крашу губы гуталином…" и все засмеялись. Знали бы они, что это песня "Агаты Кристи" была моей колыбельной – я под нее засыпала. Вот такая я была девочка — непоседа, без тормозов", — смеется Оксана.
Но первая попытка приобщиться к театру быстро закончилась – перевесило желание заниматься фигурным катанием. В "Реверанс" Оксана Обухович вернулась в третьем классе, провалив конкурс чтецов "Звирбулис". "Я шла грустная, но мама сказала: ничего, пойдем в "Реверанс" и все начнет получаться", — вспоминает актриса.
Так, театральная студия стала для Оксаны любимым увлечением, и у нее действительно все стало получаться. "Там была жизнь, первые роли, удачи. В 16 лет я играла Царевну Лебедь в спектакле "Ай да Пушкин", потом был мюзикл "Пираты ХХI века", где мне снова повезло сыграть главную роль. Уже тогда у меня сформировалось серьезное и профессиональное отношение к театру", — вспоминает она.
Девушка так мечтала стать профессиональной актрисой, что неожиданно для учителей и директора в 12-м классе решила уйти из школы и перевестись на вечернее отделение. "Завуч говорила мне, что в вечерке я пропаду, но я твердо решила, что только так смогу совмещать актерскую жизнь в театре "Реверанс" с учебой, готовиться к поступлению в театральный вуз".
Пришлось учиться говорить по-русски
Прежде чем ехать в Москву, Оксана Обухович показалась тогдашнему художественному руководителю Рижского русского театра им. М. Чехова Игорю Коняеву. Ее готовы были взять сразу на второй курс театральной группы Латвийской академии культуры. Но мастер посоветовал идти в московское театральное училище. И Оксана поехала в Москву, рассчитывая учиться бесплатно — по квоте посольства России в Латвии.
"В июне 2011 года я поступила во ВГИК, счастливая вернулась домой. В августе снова поехала в Москву – уже учиться, смотрю списки зачисленных в мастерскую Владимира Фокина, а меня там нет. Как такое может быть? Мне говорят, что я не присутствовала на экзамене по русскому языку. Но тем, кто по квоте, он и не нужен. И тут выяснилось, что моя квота ушла в ГИТИС, куда я поначалу планировала поступать. И для ВГИКа я стала обычной иностранкой, которой еще и деньги за обучение нужно платить. Это был страшный момент в моей жизни – я не понимала, что делать. Хорошо сообразила предоставить справку, что являюсь соотечественницей. Меня тут же отправили досдавать экзамены", — до сих пор с волнением рассказывает актриса.
Первый курс Оксана закончила отлично, и уже вуз вступился за гражданку Латвии — добился выделения студентке квоты. Но учеба ей давалась не так легко, как может показаться. Особые проблемы были, как ни странно, с русским языком – сказалось билингвальное обучение.
"На первом курсе мне пришлось работать над исправлением акцента, учиться ставить ударения. Выяснилось, что я говорю по-русски неправильно. Алла Дмитриевна Егорова – завкафедрой сценической речи — очень много со мной работала. Мы ставили большие отрывки из разных произведений, читали стихи. Я ей за это очень благодарна", — говорит Оксана.
Попасть в пятерку лучших
Ближе к окончанию учебы студентов ВГИКа стали готовить к тому, что, возможно, не все смогут найти себе применение в профессии: "Не все попадут на киноплощадку, в театр, посмотрите на другие профессии, — стали говорить нам. Но какие другие? Я же ничего толком не умею".
Чтобы не возвращаться в Ригу, Оксана узнала о магистерской программе в ГИТИСе, поступила, получила квоту и возможность учиться бесплатно дальше. Но вот с работой были сложности – московские театры традиционно не очень серьезно относятся к выпускникам ВГИКа.
"И тут я узнаю о возможности показаться в Александринский театр Санкт-Петербурга. Покупаю билет на поезд и еду на прослушивание. С вокзала сразу в театр, а там толпа соискателей. И я понимаю, что это уже не абитуриенты, которые поступают в театральные вузы, это профессиональные актеры, они знают, куда идут. Все красивые, обаятельные, с гитарами, девушки на высоких каблуках, а тут я только с дороги… Какая вероятность, что я попаду сюда? Да никакой. Собралась уже уходить, а тут мне попадается в коридоре женщина, по манерам держаться, одеваться – настоящая петербурженка. Я ей пожаловалась, что вот, только с поезда, но смысла оставаться нет – в лучшем случае пойду какой-нибудь двухсотой на просмотр. Она внимательно меня оглядела и говорит: "Стойте здесь, я скоро". И ушла. Потом возвращается и приглашает меня войти в аудиторию на прослушивание, попутно спрашивает, заполнила ли я анкету, привезла ли фотографии. Позже выяснилось, что "доброй феей" оказалась Татьяна Тимофеева, помощник режиссера", — вспоминает Оксана.
Актриса, как это и бывает в первый раз, не волновалась. Вернулась в Москву, а через неделю ей позвонили: "Приезжайте на второй тур". "И вот тут внутри все прямо сжалось. Нас было уже немного — отсев после первого тура был колоссальным. Смотрел нас художественный руководитель театра Валерий Владимирович Фокин и оставил только пятерых — двух юношей и трех девушек. Среди них оказалась и я", — до сих пор поражается Оксана. Ведь на тот просмотр приехало около пятисот человек.
Главная роль для рижанки
В отличие от многих театров России, где при виде латвийского паспорта актерам либо отказывают в приеме на работу, либо просят сменить гражданство, в Александринке Оксане пошли навстречу и помогли оформить рабочую визу.
"Меня приняли в театр как стажера и сразу же ввели в спектакль "Укрощение строптивой" на роль Бьянки. Поддержка коллектива была большой, но перед первым выступлением все равно коленки дрожали. Я же понимала, что нужно себя зарекомендовать, использовать выпавший шанс — это великое место — роскошный императорский театр", — вспоминает Оксана.
Следующие два года Оксана жила между Санкт-Петербургом и Москвой. В театре получала новые роли, в ГИТИСе сдавала экзамены. В итоге все сложилось как нельзя лучше: вчерашняя рижанка Оксана Обухович сыграет в спектакле "Сирано де Бержерак" главного режиссера театра Николая Рощина главную роль.