Как говорится, "Остапа понесло" — и Нил Ушаков уже не мог остановиться в "лестных" эпитетах в адрес защитников русских школ. Это случилось на днях во время встречи с жителями Зиепниеккалнса — в рамках предвыборной кампании "Согласия".
Ушакова вынудил давать прямые ответы на самые неудобные для него вопросы рядовой активист Штаба защиты русских школ Дмитрий Прокопенко – не депутат и даже не кандидат на место в парламенте. И все это снималось на видео.
Русские в Латвии – сборище для балагана
Дмитрий Прокопенко вышел из группы людей около флагов "Согласия" и спросил: "Мы видим, что ваша партия может вывести на улицы людей. Партия тратит большие деньги на свою предвыборную кампанию. Но при этом вы никак не поддержали борьбу за русские школы. Почему?"
Ушаков напрягся, но ответил: "Мы обратились в Конституционный суд, чтобы не кричать на улице и не заниматься там цирком… Мы выступаем за конкретные дела, а не за балаган…"
"А какие конкретно дела, если вы о защите русских школ?" – не отставал от лидера "Согласия" Дмитрий Прокопенко.
Когда Ушаков стал уходить от ответов и заметно нервничать, из толпы вышел широкоплечий грузный мужчина и заслонил своим телом работодателя от "вредной" видеокамеры. Этот мужчина был из так называемой внештатной охраны Ушакова и уже примелькался на других встречах своего босса с народом.
Человек, снимавший дискуссию Ушакова и Прокопенко, вежливо попросил не мешать ему, но услышал: "Не могу отойти. А у вас для съемки есть разрешение?" — "А мне надо?" — "Да." — "Это вообще-то общественное мероприятие" — "Нет. Вы в личное вторгаетесь". То есть весь город, где проходят какие-либо общественные мероприятия, — это уже "личное Ушакова"?
На несколько секунд запись пришлось прервать, но потом видеокамеру подняли над головой телохранителя — и продолжили снимать беседу Ушакова и Прокопенко, которую слышали многие. Прокопенко ни на какой скандал не нарывался, а просто спрашивал лидера "Согласия": "Вы могли бы устроить в Риге "маленькую Барселону", помочь вывести на улицы десятки тысяч людей, и тогда действительно добились бы того, чтобы остались русские школы".
"Мы подали в Конституционный суд на новую реформу. Это демократично…" — ответил Ушаков.
Русские Риги не отличаются от чеченцев Москвы
Дмитрий продолжил разговор на еще более неудобную для Ушакова тему — об аресте Александра Гапоненко: демократично ли было пожилого человека пытать в камере?
Ушаков: Он писал, что "русских будут сгонять на стадион "Сконто" и там американцы их будут расстреливать". Я считаю, что человек, который так высказывается, должен за это отвечать. И нормальные люди так высказываться не будут – это экстремизм.
Прокопенко: И за такой "экстремизм" человека, которому 64 года, надо сажать за решетку на четыре месяца?
Ушаков: За такое сажают в любой стране мира. Вот вы поезжайте в Москву и начните там писать, что "в "Лужниках" будут собирать чеченцев и расстреливать". И что будет? Этого человека посадят на какое-то время в тюрьму.
Прокопенко: Согласно решению Европейского суда, политические деятели имеют право высказываться резко, чтобы провоцировать общественное мнение. И это – нормально.
Ушаков: Нет, вы поезжайте в Москву и напишите там о чеченцах. И посмотрим…
То есть лидер "Согласия", по сути, сравнил русских в Латвии с чеченцами в Москве. А знает ли мэр Риги, что русские люди стали селиться здесь еще до того, как город вообще был построен?
Русские купцы, торговавшие с немцами и приходившие сюда на судах по Двине, стали жить в Риге начиная с XIII века. Русское подворье в Риге появилось (в окрестностях нынешней улицы Алдару) примерно в XV веке. В свою очередь, латыши в Риге в то время могли жить только в том случае, если год, а впоследствии – пять прослужат у немцев. Они селились около Карловых ворот по берегам речки Ридзене, чтобы быстро таскать воду, если в городе случится пожар. Только в конце XVIII век латыши смогли получать права рижских бюргеров – после распоряжения Екатерины II…
Русские Риги – ее коренные жители, что знает любой историк. Печально, что "русский" мэр знает теперь только ту историю Риги и вообще страны, что ему предлагают представители национальной элиты, к которой он так мечтает присоединиться – так, присесть на краешек скамейки. За это он готов и "оккупацию" признавать, а заодно давать распоряжения своим политикам в парламенте голосовать за ужесточение языковых норм и законов, связанных с культом красно-бело-красной ленточки.
"Под флагом России воевали на стороне немцев"
Но сведущ Ушаков, оказывается, и в вопросах истории Великой Отечественной войны (вернее, он, как и его коллеги из латышских национальных партий, давно произносит только "Вторая мировая война"). Дмитрий спросил у Ушакова, почему тот запрещает 9 мая около памятника Освободителям российские флаги: "Что в этом такого? В Берлине 9 мая люди хотят с российскими флагами — во время празднования Победы. Так же и в Нью-Йорке, и Лондоне – во время шествия "Бессмертного полка".
Ушаков ответил: "Я не знаю ни про Нью-Йорк, ни про Лондон. Тут – Латвия. И тут могут быть только флаги Латвии. И если уж вы такой принципиальный, то под нынешним флагом России вообще воевали на стороне немцев".
Это он про власовцев, что ли? Или еще о ком-то? Тогда, по его логике, можно около памятника Освободителям Риги поднимать советские красные флаги? Нет? Тогда Нил Валерьевич уже окончательно запутался. Надо бы ему знать, что флаги России около памятника Освободителям много раз пытались поднимать люди (и вовсе не из партии "Русский союз Латвии", которую Ушаков по-прежнему называет ЗаПЧЕЛ), разумеется, не как дань памяти власовцам, но в честь страны, которая победила нацистов. И, кстати, к той стране, если Ушаков не знает, когда-то относилась и Латвия.
Когда Дмитрий Прокопенко уже перестал задавать вопросы и стал уходить, Ушаков кричал ему вслед: "Ваш Русский союз Латвии абсолютно идентичен Национальному объединению. Нет никакой разницы между Домбравой и вашими товарищами!"
Вот уж действительно это было странно слышать от Ушакова, который считает себя защитников прав русских Латвии, но при этом рекламирует включенную в предвыборные списки "Согласия" Эвию Папуле. Последнюю обоснованно называют "Шадурскисом в юбке", поскольку она работала в министерстве образования, всячески помогала реализовывать реформу-2004 – и теперь, разумеется, на стороне новых национальных реформаторов школьного образования.
Мамыкин о "Согласии": умеют отсиживаться в туалетах во время важных голосований>>
Работа "Согласия": с паршивой овцы хоть шерсти клок
Видеозапись дискуссии разместили на своих страницах в социальных сетях многие. Как написал один из участников Штаба защиты русских школ Виктор Елкин: "Во всей Европе митинги являются классическим ненасильственным методом борьбы за свои права. Только за последнее время много раз и по разным поводам митинговали Франция, Германия, Италия, Испания. Но мэр Риги считает эту форму протеста балаганом…"
То, что "Согласие" подало в Конституционный суд, чтобы там оспорили введение новой реформы образования, конечно, хорошо. Тут, по словам евродепутата от Русского союза Латвии Мирослава Митрофанова, "с паршивой овцы хоть шерсти клок". Ведь партия "Согласие", по сути, никак не мешала национальной элите все годы заниматься черным делом, итог которого – закон о ликвидации русских школ.
"То, что теперь перед выборами "Согласие" хоть как-то шевелится и переваливается с боку на бок, лениво посапывая в парламенте, — это, конечно, движение. Но что касается Конституционного суда, давайте, друзья, без иллюзий: никакие суды в Латвии проблемы не разрешат и русские школы вернуть не смогут", — подчеркивает Мирослав Митрофанов.
Ранее, после того, как в 2004 году перевели русские школы на билингвальную систему обучения, Конституционный суд 13 мая 2005 года постановил: министерство, которым и тогда руководил Шадурскис, должно создать принципиально новый механизм оценки качества школьного образования. И "без этого механизма введение любых изменений в образовательный процесс приводит к тому, что этот процесс теряет смысл" — прямая цитата из решения суда.
На то решение суда политики попросту наплевали, а судьи это благополучно проглотили. Так же будет и с новым решением Конституционного суда. Если оно вообще будет…
Прокопенко, испортивший "пикник с Ушаковым"
В распоряжении Sputnik есть полная видеозапись разговора Дмитрия Прокопенко с Нилом Ушаковым. Сам Дмитрий рассказал следующее:
"Я не был никаким засланным казачком от Русского союза Латвии. И на той встрече оказался случайно: планировал по делам заехать в Зиепниеккалнс и тут вдруг узнал из Facebook, что там встреча с Ушаковым. Я решил заглянуть туда, поскольку вопросов у меня к нему много. Ранее пытался вопросы задавать, например, Борису Цилевичу, но тот ничего внятного, как обычно, не отвечал. Я и к Константину Чекушину обращался, а Вадим Баранник меня и вовсе отовсюду гнал. И вот пообщался с Ушаковым, встретил знакомых из Штаба защиты русских школ, которые это засняли.
Кстати, на той встрече "с народом" треть "народа" были неслучайные люди, связанные с "Согласием": эти лица давно знакомы. Атмосфера там была расслабленная – такого летнего пикника, где Ушаков нежился в лучах славы. И тут я, понимаешь ли, появился.
Ушаков обвиняет нас, что мы, Штаб, делаем все неправильно. Так почему же "Согласие" не делает правильно? Вернее, вообще ничего не делает?" — спрашивает Дмитрий Прокопенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.