РИГА, 10 сен — Sputnik. Благодаря глобальному потеплению Северный морской путь может стать для России собственным "Суэцким каналом", пишет The Washington Post.
Северный морской путь — главная арктическая судоходная магистраль России, кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны. Путь связывает порты Арктики и крупные реки Северного региона.
Такие страны, как Россия, отмечает издание, возлагают огромные надежды на таяние арктических льдов, так как из-за этого Севморпуть, большая часть которого является исключительной экономической зоной РФ, может стать альтернативой Суэцкому каналу, что позволит существенно сократить расходы на транзит из Европы в Азию и Америку. Таким образом, Россия получит контроль над стратегическим торговым маршрутом, а также сможет получать прибыль за навигацию и работу ледоколов.
Первое судно в истории крупнейшего в мире контейнерного перевозчика Maersk Line, отправилось по Северному Морскому Пути. Переход новейшего контейнеровоза Venta Maers пока не является для компании регулярным маршрутом и послужит для оценки рентабельности нового маршрута. pic.twitter.com/FI4Rgpedal
— Хмурый Вангур (@HmuriyVangur) 9 сентября 2018 г.
Несмотря на опасные условия навигации даже в летний период, преимуществом Севморпути является время прохода по маршруту: судно, которое идет из Южной Кореи в Германию, при использовании Севморпути будет затрачивать на рейс в два раза меньше времени, чем через южноафриканский мыс Доброй Надежды — всего 23 дня.
Особую привлекательность эта транспортная артерия приобретает именно сейчас — арктические льды тают и создают коридоры, пригодные для танкерного судоходства.
В конце августа датская судоходная компания Maersk, крупнейший морской грузовой перевозчик в мире, отправила один из своих новых кораблей ледового класса, рассчитанных на 3 тысячи 600 контейнеров, из Китая в Северную Европу через Арктику. На борту судна находятся российские навигационные специалисты.
Venta Maersk departs Vladivostok on landmark Arctic voyage https://t.co/2ZjtbEDLCe pic.twitter.com/ATfHGrI3Mv
— Splash (@Splash_247) 23 августа 2018 г.
Сейчас по Севморпути могут плавать только дорогостоящие корабли ледового класса, защищенные от айсбергов, или корабли в сопровождении атомных ледоколов. Однако после того, как глобальное потепление начало растапливать арктический лед, северный маршрут заинтересовал мировую судоходную индустрию, которая до сих пор перевозит 90% грузов в мире.
В августе этого года самый старый и толстый лед в регионе начал трескаться впервые за всю историю наблюдений, открыв для судоходства воды к северу от Гренландии, которые обычно остаются замерзшими даже летом. Ученые назвали это событие "пугающим", так как этот лед до сих пор выдерживал любое воздействие, и предупредили, что теперь ветер в регионе может стать более теплым.
Maersk — не единственная компания, заинтересованная в новом маршруте: Китай и Россия уже посылали суда по Севморпути без конвоя ледоколов. Российская газовая компания "Новатэк" отправила этим маршрутом специальные танкеры, а китайская государственная компания COSCO прошлой осенью привела по Севморпути свой грузовой корабль в российский порт.