Читатель Latvijas Avīze Нормундс Меденс предложил небывалый для Латвии способ поддержания демократии. Впрочем, не надо быть оракулом, чтобы заранее предсказать, что за свою гениальную идею в своем отечестве он будет проклят и осмеян.
Вначале письма Нормундс сетует, что истинный дух демократии в Латвии чувствовался разве что на первых выборах после восстановления независимости. Затем выборы все больше стали зависеть от денег и больших денег. Латыши привыкли к тому, что для них цена демократии невысока, — всего один голос раз в четыре года. Но автор предлагает посмотреть на вопрос под другим углом.
Делаем инвестиции в демократию, господа
Для новой власти 28 лет такой большой срок. И инвестиции в демократию сейчас нужны как никогда. Ведь сегодня голоса покупаются просто — с помощью популизма. Без инвестиций демократия далеко не протянет. Любой партии нужны молодые силы. А для того, чтобы их пестовать, воспитывать, приобщать к опыту, нужны деньги, считает Нормундс.
Где брать деньги? Сегодня партийные кассы пополняют состоятельные люди. Потолок таких пожертвований — 10 тысяч ево. Для Латвии это большие деньги. Например, в США это небольшие деньги.
"Десять тысяч я бы партии не пожертвовал, но 50 евро смог бы. И многие мои знакомые смогли бы. Большая часть крестьян в Латвии могли бы пожертвовать 1000 евро",- подводит к своей главной мысли Меденс.
Далее читатель пишет об обилии крутых автомашин, принадлежащим крестьянам и предпринимателям даже в нищей Латгалии. С такими деньжищами латвийцы могли бы оплатить демократию не только у себя, но и в Эстонии с Литвой, считает Мендес. Но, сдается, не хотят. Думают, что политики сами себе найдут денег. Если не перед выборами, но уже после них точно.
А ведь демократия — это не бесплатное мероприятие. Это при коммунизме было все равно — голосуй и ли не голосуй, все было бесплатно, вздыхает автор. С такими взглядами мы дарим демократию сливкам общества — отдельным индивидам, которые используют сове положение, чтобы манипулировать политиками как перед, так и после выборов.
50 евро достаточно
Поэтому 50 евро от каждого избирателя любимой партии — было бы в самый раз. Ведь это не только деньги, но и подтверждение, что избиратель относится к партии с симпатией и доверием. Способ, как демократия могла бы вернуться в руки общества. Всего за 50 евро мы можем выкупить свою демократию у олигархов!
Если в этом году общий объем пожертвований партиям составил миллион евро, то при условии, что только каждый десятый из 1 миллиона 548 тысяч 100 избирателей отстегнет полтинничек, общий объем средств составит более семи миллионов.
То есть, если мы правильно поняли, автор считает, что политикам при таком раскладе было бы стыдно перед избирателями не исполнять своих предвыборных обещаний, заниматься коррупцией и дольше толкать эту страну в пропасть. Блаженны верующие!
Латвийское чудо
Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze продолжает тему демократии в свете приближающихся выборов в Сейм. Он с сомнением высказывается о латвийском чуде — вере людей в способность тех, кто пошел в политику, внезапно стать святее Папы Римского и бескорыстнее Матери Терезы. Всю жизнь человек был помешан на деньгах, и вдруг случилось чудо, он стал эталоном бескорыстия.
Нет, беглый каторжник Жан Вальжан в романе Виктора Гюго "Отверженные" мог стать из преступника бескорыстным человеком, но в реальной Латвии такой сюжет не годится.
Далее журналист пишет, что если уж политик строит свою карьеру на лозунгах о том, что все вокруг мошенники и рвачи, а я один честный и бескорыстный, то хотелось бы, чтобы он в своей прежней, дополитической жизни демонстрировал такие же качества.
Что же мы видим в действительности? Артуса Кайминьша, который даже сотрудников своего офиса заставлял возвращать ему часть зарплаты?
Новые политики из старого века
На этих выборах в Сейм, впрочем, как и на предыдущих, появились "новые политические силы", которые просят избирателей дать им возможность себя проявить: пустите порулить и меня! Но они кажутся новыми только на первый взгляд. Если присмотреться, выясняется, что в большинстве случаев это люди, уже давно осевшие в политике или возле нее, но ничем особо не проявившие себя на прежних местах.
Борданс, в политике уже давно, с прошлого века. На недолгое время с мягким мандатом он был в 1994 году депутатом 5-го Сейма от партии "Латвияс цельш". Такой вот "новичок". До этого ничем себя не проявил, всегда что-то мешало его замыслам. Точно так же всегда плохие мешали Стрике и Юрашсу, хотя именно их годами называли фактическими руководителями Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Результат их работы – пшик.
Такая же пародия на новые лица – партия "Развитию-За". Мартиньш Бондарс, Юрис Пуце, Илзе Винькеле, Даниэль Павлютс – все уже ветераны политики, но и им всегда кто-то мешал проявить себя с лучшей стороны. Все они без исключения когда-то получали возможность порулить, и никто из них не остался в народной памяти как человек, которого хотелось бы видеть на этом посту еще раз. С чего бы им давать еще один шанс?
Латвковскис признает, что политики, которые сейчас находятся у руля — самые умелые, честные и бескорыстные. Но, по мнению журналиста, у них есть существенный плюс. Им не надо выдавать себя за тех, кем они не являются. За молодых — не будучи молодыми, и за честных и бескорыстных. И еще они хоть что-то делают, не только говорят. Конечно, могли бы лучше, но спасибо и на том, что страна при них не рухнула в яму.
О видах дискриминации в Латвии
Состоящие в романтических отношениях голландские парни Нильс Хейстер и Джонатан Купен рассказали в интервью местному изданию Algemeen Dagblad о своем плачевном опыте поездки в Ригу. По их словам, вместо того, чтобы наслаждаться отдыхом и весельем, в латвийской столице они пережили нападения на почве гомофобии и расизма и в итоге боялись выходить из гостиницы, пишет Jauns.lv.
"У моего друга более темная кожа и это сразу привлекло внимание. Прозвучали обидные комментарии, его фотографировали. Все становилось хуже и хуже. В нас летели пустые бутылки, на нас кричали. Мы не понимали, что нам говорят, но было ясно, что это угрозы. Бармен проигнорировал заказ моего друга. Мы отправились в гостиницу и больше не осмеливались оттуда выйти", — рассказал Хейстер.
После этого он позвонил в турагентство, посольство Нидерландов и Amnesty International, а также заказал обратные билеты домой раньше запланированного времени. До поездки им и в голову не пришло сообщить турагентству, что среди "важных вещей", которые должны указывать путешественники, надо было сообщить, что они геи или темнокожие. Ведь вроде это все никак не препятствуют тому, чтобы путешествовать по Европе.
"Двое парней, туристы, из Нидерландов приехали в Ригу. После первого дня отказались выходить из отеля из-за страха, поскольку столкнулись с унизительным отношением. Причина? Они — пара, и у одного из них более темная кожа. Трудно поверить, что это произошло в Риге в 2018 году. Очевидно, это возможно, если рассказ туристов уже опубликовала какая-то местная газета. Какой сигнал это дает? Что Латвия — опасное место для "не классически белых, гомосексуалов". Мне грустно это читать и стыдно, что такое могло случиться", — написала она.
Бедность — враг инноваций
Профессор факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета (ЛУ) Илона Баумане–Витолиня пишет в Dienas Bizness про бедность и невежество, мешающие Латвии полностью развить инновационный потенциал, который у государства, несомненно, есть. В стране наблюдается ситуация, которая не позволяет многим талантливым детям выйти за порог своей волости и мечтать о чем-то большем, чем статус гастарбайтера в Ирландии, сетует профессор, находясь под впечатлением от поездки в рижском городском транспорте с обычными латвийцами.
"Есть ощущение, что так называемый средний класс, постепенно образующийся в Латвии, живет в пузыре, ибо видит вокруг себя подобных предприимчивых и усердных людей, достаточно хорошо зарабатывающих и, так же как он сам, чувствующих, что экономическая ситуация с каждым годом улучшается. Однако достаточно поездить в общественном транспорте, чтобы оценить, что мы, к сожалению, являемся меньшинством, и в реальности, в Латвии, наряду с экономическим ростом, драматически возрастает также экономическое неравенство". — делится Баумане–Витолиня.
По ее словам, существуют и некоторые особенности латышской национальной культуры, ограничивающие рост инноваций. Латыши достаточно осторожны к чужакам, не особенно экстравертны и не направлены на сотрудничество.
Также автор отмечает драматическую разницу между латышами и эстонцами. Латышам критически недостает самосознания. Это порождает боязливость, неспособность выступить против руководства, высказать свои мысли. Эстонцы в этом смысле намного смелее, уверена профессор.