РИГА, 1 авг — Sputnik. Производители продуктов питания из стран ЕС, продукция которых попала под российское эмбарго, ищут новые рынки сбыта, однако заместить выпавшие объемы экспорта не так просто, и в разных странах по-разному с этим справляются.
Мясо в ОАЭ, шпроты — в США
Уже в 2015 году экспорт латвийских предприятий в Россию по сравнению с досанкционным периодом снизился на 24%, больше всего пострадали производители продуктов питания. В конце того же года член правления Латвийской торгово-промышленной палаты (LTRK) и председатель правления компании-производителя сухих строительных смесей Sakret Holdings Андрис Ванагс утверждал, что санкции привели к потерям примерно 67% членов LTRK, которые работали с Россией.
В этой ситуации латвийские предприниматели решили искать альтернативные рынки для продажи своей продукции. Одним из направлений стало налаживание сотрудничества со странами Персидского залива, платформой для освоения рынка стали ОАЭ – их порты служат экспортными воротами в весь регион, сообщает rus.tvnet.lv. Согласно данным Центрального статистического управления, объем латвийского экспорта в ОАЭ в 2017 году превысил 100 миллионов евро. По данным латвийского МИД, в ОАЭ сейчас представлено 16 латвийских предприятий. На полках арабских магазинов уже можно увидеть мясо Nākotne, соки Cido, шоколадные изделия NelleUlla, пюре Rūdolfs.
Рыбопроизводители также ищут новые рынки сбыта. Так, известный завод Brīvais vilnis поставляет продукцию в Италию, Израиль, Германию — всего более 40 направлений. Однако в целом за несколько лет производство на этом заводе с 3 миллионов банок в месяц сократилось втрое.
Некоторые производители смогли наладить поставки и в США, среди них Karavelа и обанкротившийся завод Sabiedrība, который купил российский предприниматель и модифицировал производство.
Однако в целом восстановить прежние объемы экспорта пока не удалось, в результате борьбы за нишу на рынке производители были вынуждены снижать цены.
"Эта демпинговая цена, когда утопающий цепляется за соломинку и предлагает свою продукцию ниже себестоимости, сказывается, то есть идет настолько агрессивная борьба, что мы (рыбоперерабатывающие предприятия — ред.) друг друга душим", — рассказал председатель правления Brīvais vilnis Арнольдс Бабрис.
Некоторые не выдержали конкуренции и ушли с рынка.
Латвийские молокопроизводители с надеждой смотрят на китайский рынок. Так, компания Food Union в 2016 году объявила о планах построить там собственный завод.
"Китай является важным экспортным рынком для латвийских переработчиков молока, но молоко не является продуктом с добавленной стоимостью. Надо думать о более сложных продуктах, и поэтому мы планируем в Китае производить сырки "Карумс", йогурт, а также предложить сбалансированную продовольственную корзину для китайских детей", — рассказал председатель правления Рижского молочного комбината Нормундс Станевич.
Также молочные продукты начали экспортировать в Турцию, Японию, Грузию и Киргизию.
Финляндия прошла пик кризиса
Финляндия нашла новых партнеров для экспорта своих продуктов питания и теперь не испытывает таких проблем, с которыми столкнулась после введения Россией эмбарго, сообщило издание Yle.
Как рассказала исполнительный директор Союза пищевой промышленности Финляндии Пия Похья, страна довела экспорт до докризисных показателей. В 2018 году, по прогнозам, финский экспорт в этой сфере продолжит умеренно расти. По-прежнему его основу составляют молочная продукция, напитки и мясо.
По данным Союза пищепрома, самым крупным потребителем финского молока сейчас является Швеция. Масло из Суоми пользуется спросом у французских кондитеров. Как рассказывает Похья, в Англию Финляндия поставляет кусковой сахар, который производят немногие страны, а в Италию — свежий горох.
Катастрофические два года для бельгийских груш
Россия была основным рынком для экспорта бельгийских яблок и груш, часть объемов удалось заместить, однако Федерация производителей фруктов бельгийской Валлонии (FWH) надеется, что российский рынок вновь будет открыт.
"Мы надеемся, что контакты нашего премьер-министра в России позволят восстановить этот рынок, но это будет трудно, поскольку наше место уже заняли другие. Но мы очень хотели бы продавать нашу высококачественную продукцию в Россию", — сказал РИА Новости президент FWH Серж Фаллон.
По его словам, до 2014 года валлонцы экспортировали в Россию до 60% своих груш.
"Катастрофическими были первые два года, но нам удалось найти альтернативные рынки. Сейчас мы продаем в первую очередь в Польшу, Белоруссию и Сербию, а также в Германию и на азиатские рынки", — сообщил Фаллон.
У Норвегии проблем с экспортом рыбы нет
Российский рынок до введения продовольственного эмбарго был крупнейшим для норвежских производителей, однако после введения эмбарго они смогли найти и других крупных импортеров.
"На сегодняшний день мы экспортируем около 95% рыбы и морепродуктов в более чем 140 стран, и новые рынки появляются постоянно. Но все же мы надеемся вернуться на российский рынок", — рассказал РИА Новости министр рыбной промышленности Норвегии Пер Сандберг.
По его словам, когда прекратились поставки в Россию, норвежские рыболовы вышли на другие рынки — это Китай, Япония, Вьетнам, Европа.
… а у поляков с экспортом яблок – есть
Польские сельхозпроизводители, продукция которых в основном поставлялась на рынки Германии и России, не смогли преодолеть проблемы, вызванные введением Россией эмбарго. Не получилось не только полностью переориентировать ранее поставлявшиеся в Россию объемы на другие рынки, но там, где это частично удалось сделать, не получается удержать цену.
В основном продукция польских садоводов теперь продается в Южной Европе, странах бывшей Югославии, немного – в Западной Европе и совсем уж небольшие объемы – в Беларуси, на Украине, в Прибалтике, Китае, Вьетнаме, Индии, Египте, Канаде, Объединенных Арабских Эмиратах. География широкая, всего около 50 стран, но все это не компенсирует потерю российского рынка.
Локализовать производство в РФ
Некоторые производители продуктов питания, чтобы не потерять российский рынок, готовы переносить свое производство в Россию. Так, литовская компания Pieno Zvaigzdes — один из крупнейших производителей молочных продуктов в Балтии — намерена вложить 1 миллиард рублей в строительство собственного завода в Подмосковье.
Аналогичным образом поступила финская Valio, которая открыла свой завод в Подмосковье еще в 2006 году, однако после введения эмбарго нарастила производство в России. При этом Valio пришлось закупать российское молоко для производства, поскольку импорт сырья был также запрещен, фактически превратившись из поставщика в покупателя.
Вынуждены были локализовать производство в России и итальянские производители продуктов питания, в целом, по оценке президента Итало-российской торговой палаты Розарио Алессандрелло, около 70 компаний начали вкладывать деньги в локализацию, чтобы удержать рынок.
Россия заместила продовольствие
Россия, в свою очередь, практически выполнила задачу импортозамещения по продовольствию, заявил вице-премьер РФ Алексей Гордеев, курирующий АПК.
"Время требует других подходов… сегодня нужно отходить от объемов производства к качеству. Мы практически насытили полки своими достаточно разнообразными продуктами питания. Задача, если возвращаться опять к главной целевой установке национального проекта "импортозамещение", практически выполнена", — отметил он.
По словам вице-премьера, теперь необходимо обеспечить другой качественный подход, который относится не только к продовольствию, но и ко всей цепочке агробизнеса.
"В мире развиваются сейчас новые направления, такие как агроэкология, когда прослеживается вся цепочка — от поля до магазина или от фермы до стола. Думаю, Россия как страна с громадными природными ресурсами, включая земельные ресурсы, может позиционироваться в мире как производитель такого продовольствия, как "биопродукт", — заключил Гордеев.