РИГА, 3 мая — Sputnik. Руководство финской Valio рассказало, что происходило в компании в день, когда закончился экспорт молочных продуктов в Россию из-за санкций. Надо было придумать, куда продать 1400 тонн сыра и 900 тонн масла при том, что из-за успешного бизнеса в России Valio отказалась от сотрудничества со многими другими странами, пишет газета Maaseudun Tulevaisuus, текст приводят ИноСМИ.
Седьмого августа 2014 года Элли Силтале, члену правления компании Valio, позвонили с завода города Сейняйоки. Собеседник не понимал, что происходит.
"В СМИ пока никакой информации нет, но мне позвонил водитель фуры с российской границы. Говорит, не пропускают. Что происходит?" — спросили у Силталы.
Этот звонок ознаменовал для финской компании начало новой поры. Экспорт молочных продуктов Valio в Россию закончился. В 2013 году он принес 242 миллиона евро. В 2014 году ожидались продажи на 400 миллионов. Оборот Valio лишился пятой части.
Кризисные меры были приняты тут же. "Несколько телефонных звонков, и в производстве и логистике произошли серьезные изменения. Потребительские товары были заменены на промышленные. Это произошло в первый же день за несколько часов", — рассказала генеральный директор Анникка Хурме.
"Мы сразу же подумали о том, что нужно сохранить продукты и холодовую цепь. Когда поступила эта информация, автомобили увели на стоянки, 15 фур отправились в терминал Лаппеенранты. Некоторые водители уже слышали новости по радио и знали ситуацию", — вспоминает глава отдела производства и логистики Танели Меро.
В тот день границу успели пересечь две фуры. В одной было варенье, а в другой — товары, которые попали под санкции. Остальные фуры с полуприцепами вернулись на склады. На следующий день должны были выехать 28 фур с сырами и маслом с этикетками на русском языке, и их также отправили на склады.
"Все понимали серьезность ситуации. Например, на заводе Хаапавеси производство сыра "Ольтерманни" сразу же сократили", — говорит Меро.
В компании заявляют, что шаг России был абсолютно понятен. И к этому пришлось приспосабливаться. Политики не давали напрасных обещаний и не обнадеживали. Все знали, что речь шла о разногласиях между Россией и ЕС. Хотя, сначала в Valio надеялись, что граница скоро откроется, хотя бы частично.
"Однако довольно скоро мы поняли, что в ближайшие дни ситуация не изменится. На той же неделе мы решили, что нам срочно надо искать новых клиентов", — говорит Хурме.
Неясной оставалась только ситуация с безлактозными продуктами. Откуда-то поступила информация, что безлактозные продукты можно ввозить в страну. Информация была неточной, и подтверждений не было. Поэтому стоило попробовать.
"В конце осени семь фур отправили на границу, чтобы прощупать почву. В 2015 году пришла новая информация, и шесть фур вновь отправились попытать счастья", — говорит Меро.
Пересечь границу не удалось, и машины остались на таможне. Служащие проверили продукты — в них нашли лактозу.
Valio пришлось срочно придумывать, что делать с большими объемами закупленного для производства молока. Было решено изменить направление производства – убрать из линейки скоропортящиеся продукты и сконцентрироваться на сухих смесях и другой продукции, загрузив недавно открывшийся завод в общине Лапинлахти.
Судьба другого завода — в Тампере — была трагичной. Завод вложил деньги в упаковочное оборудование и производство безлактозной продукции для России. Производство возобновилось после ремонта 5 августа, а уже осенью 2016 года завод был закрыт.
"Из Тампере в Россию успели уехать всего восемь фур", — рассказывает Меро.
Отделу продаж в августе пришлось задуматься, кому можно продать помимо 900 тонн масла еще и 1400 тонн килограммов сыра "Ольтерманни" и 400 тонн плавленого сыра "Виола".
Сыр "Ольтерманни" — "Путинский сыр", Putin-juusto — продавали в Финляндии с этикетками на русском языке. На это получили специальное разрешение, в социальных сетях появилась реклама. В итоге спрос даже превысил предложение.
С маслом дело обстояло хуже, потому что несоленое масло — непривычный продукт для финнов. А поскольку производство было реорганизовано, в ближайшем будущем предстояло продать много сухого молока и другой продукции.
Из-за успешного бизнеса в России Valio отказалась от сотрудничества со многими другими странами. Крупнейшей страной, в которую экспортировалось масло, была Франция, но там за последние годы продажи сократились. Пришло время восстанавливать старые связи.
Это было тяжелое время для Valio, рассказали в компании. Незадолго до введения Россией продэмбарго компания была оштрафована на 70 миллионов евро за злоупотребление доминирующим положением на рынке. А отмененная в начале 2015 года система квот привела к производству избыточной продукции.
Рынок России для Valio был самым большим. Для производства сыров 90% сырья поставлялось из Финляндии. Теперь вся деятельность подразделения зависела от основанного в 2006 году завода в Московской области. Надо было наращивать производство в России, одновременно сокращая в Финляндии, и дополнительно закупать много молока, его недостаток до сих пор ограничивает объемы выпуска продукции в РФ.
"Продавцов фактически превратили в покупателей", — говорит член правления компании Valio Элли Силтала.
По мнению Хурме, в Финляндии не совсем понимают, насколько огромным был российский рынок. Его недооценивали, когда рассуждали о компенсации убытков за счет новых рынков. Свежие продукты нельзя довезти до Китая, как было с Россией.
Сейчас объем торговли с Россией увеличился по сравнению с пиковым периодом кризиса, но до прежних объемов далеко, к тому же основное производство Valio теперь концентрируется в России, продукция производится из российского же сырья.