Композитор: латышам помогло нахождение в российской и советской империях
Газета Diena опубликовала интервью с композитором Имантсом Калниньшем, в котором он, в том числе, высказался о политике латвийского государства.
На вопрос о том, что его больше всего не устраивает в политике, композитор сказал, что это то, что мы опять оказались в колхозе. А латвийская политика, это ни что иное, как обслуживание наднациональных интересов. Поэтому, в принципе, все равно кто будет выбран в Сейм.
Если говорить об исторической ретроспективе, то судьба Латвии всегда зависела от политических тектонических сотрясений, уверен музыкант. И парадоксально, что те времена, когда латыши смогли воспрянуть, связаны со временем пребывания в составе большой империи.
Так, нахождение в Российской империи сделало возможным, что латыши консолидировались как народ, определили свою идентичность, свой взгляд на мир и тогда, когда произошли большие колебания во время Первой мировой войны, смогли выйти на сцену и представить себя. Так же с нахождением во второй империи — СССР. Те 50 лет мира дали возможность латышам оправиться от двух мировых войн, восстановить ресурсы своей жизненной силы и вновь дойти до порога свободы.
Маэстро раздражает коммерциализация общества и сегодняшнее ТВ с его бесконечными рекламами. "Действительно удивляюсь: во время оккупации не было этих ногтевых грибков — и вот вдруг массово появились".
Спрос на российских артистов высок и у латышской аудитории
Latvijas Avīze посвятила любопытный обзор мест российских артистов на рынке музыкальных мероприятий в Латвии. Оказывается, они представлены здесь широко и разнообразно. Хотя и стоят дороже местных. Правда, как рассказал газете менеджер и консультант "Арены Рига" Айварс Херманис, в этом году в связи с Праздником песни концертов для латышской аудитории несравнимо больше, чем в обычные годы. К примеру — в 2016 году в "Арене Рига" было десять концертов для русскоязычной публики и только один для латышской.
Естественно, больше всего этим летом концентрация звезд из России и СНГ в Юрмале, в концертном зале "Дзинтари". 18 концертов российских артистов составляют примерно четверть от общего репертуара музыкальных мероприятий этого лета, не считая разных конкурсов. Российские звезды выступают так же и в Лиепайском Олимпийском центре, в рижском Доме конгрессов, в "Арене Рига" и латгальском концертном зале Gors.
По мнению Айварса Херманиса, аудитории латышских и российских артистов в Латвии пересекаются незначительно. "Русскоязычная аудитория стремится потреблять те культурные продукты, которые видит и о которых читает в русскоязычных СМИ, — говорит он. — Латвийские русскоязычные не читают латышские СМИ, поэтому обе общины мало информированы о том, что происходит в концертной жизни той или иной общины в плане популярной музыки".
Однако это не касается классической или джазовой музыки, которые, в основном, потребляет более образованная и интеллектуальная часть обеих общин. Он добавил, что меньше разделения по языку наблюдается в самой юной части аудитории.
К такому выводу после анализа спроса и данных билетных продаж сделало концертное агентство Bravo Events, в летнем предложении которого в этом году 12 концертов российских звезд эстрады. И для латышской, и для русскоязычной аудитории самыми популярными остаются юмористические шоу. Востребованы Максим Галкин и шоу "Новые русские бабки", концерты Александра Малинина и Николая Баскова, которые, на минуточку, посещает до 40% латышской публики, отмечает представитель агентства Дануте Варейкайте.
Председатель правления концертного зала "Дзинтари" Гунтар Кирсис так же считает, что часть латышских и русских зрителей никогда не встретятся на концертах, но классические концерты посещают люди из обеих общин. По его мнению, все решает качество. Если говорить о таких артистах, как Максим Галкин или Григорий Лепс, то они в своих жанрах профессионалы высокого класса, и на эти концерты приходят и очень много латышей.
Есть мероприятия, призванные собрать аудиторию с разными языками общения. Так, целая плеяда эстрадных исполнителей из России и СНГ представлена обычно на организованном Лаймой Вайкуле фестивале "Лайма. Рандеву. Юрмала". И здесь вместе с известными в России латвийскими исполнителями, такими как Интарс Бусулис, Маркус Рива, Иго или группа DaGamba, выступят король российской эстрады Филипп Киркоров, комик Александр Рева, Елена Ваенга, Григорий Лепс и звезда комедийных шоу Марина Кравец.
Нельзя не заметить, что цена билетов на концертах российских эстрадных артистов, в среднем, выше, чем на концерты западных или местных звезд.
Примечательно, что выступления местных и западных групп дешевле: билеты на The Sound Poets стоят в пределах 10,60 — 45,60 евро, Mesa —15 — 25 евро, Prāta vētra — 25 — 40. Где-то в средней ценовой категории находятся западные исполнители: AHA — 39 — 49 евро, Джек Уайт — 61 евро. Дело в том, что западные исполнители собирают больше зрителей, концерты проводятся на более крупных площадках, поэтому организаторы могут поставить меньшую цену, таким образом покрыв высокие расходы, объяснила представитель Bravo Events.
1400 евро в месяц, чтобы вернулись в Латвию
Рута Кеснере в Dienas Bizness согласна с обозначенной планкой средней зарплаты в 1400 евро, при которой латвийские эмигранты соберут вещи в узелки и потянутся домой подобно перелетным птицам. Ведь и издержки проживания на родине гораздо ниже.
"Думаю, что с сохранением нынешних темпов развития экономики зарплаты профессионалов все больше будут приближаться к тому уровню, чтобы со своей зарплатой здесь, в Латвии, можно было бы чувствовать себя комфортно. В то же время весьма мало надежд, что зарплату в 1400 евро в скором будущем могли бы получать продавцы, уборщицы номеров в гостиницах, занятые в заведениях быстрого питания и другие работающие на малоквалифицированных работах", — считает главред деловой газеты.
И еще по меньшей мере странно сравнение 600-тысячной Риги с многомиллионными мегаполисами Европы. Нам нужно сопоставлять себя не с французской, испанской или немецкой столицами, а с Марселем, Валенсией, Бременом — как по уровню зарплат, так и по уровню цен.
"Оказывается, это была война"
Вдогонку чемпионату мира по футболу политический обозреватель Latvijas Avīze Марис Антоневичс шлет "контрольный выстрел" в виде пространной публикации. От его зоркого взгляда не ускользнуло то, что тренер государственной сборной России и один из нападающих обменялись военными приветствиями. На самом деле все зрители помнят, что нападающий россиян Артем Дзюба праздновал взятие ворот прикладыванием к голове (пустой) сложенной ладони. Наверное это и насторожило комментатора. Например африканцы вели себя куда культурнее, после гола исполняя на краю поля стилизованные танцы своих племен.
Пусть десятки тысяч иностранных болельщиков пребывают в восторге от увиденного на ЧМ. Но латышский журналист не может быть обманут внешним радушием коварной России.
"Уже после первых дней стало ясно, что у режима Путина другая тактика: хулиганы и другие нежелательные элементы нейтрализуются, полицейские стали "овечками"…" Однако "маска все же спала: хорваты обвинялись в русофобии, нацизме и всех прочих грехах". "Ну если война, то война. И НАТО на своей интернет-странице в Twitter корректно напомнило, что четыре сильнейших государства чемпионата представляют именно этот военный альянс, пожелав успехов в оставшихся играх".