РИГА, 20 июл — Sputnik. Россия начала строить свои порты на Балтике и снижать грузопоток в сторону Латвии, Литвы и Эстонии еще до того, как начал действовать режим санкций и контрсанкций. Россия наказала Прибалтику рублем за русофобскую позицию руководства этих стран, заявил директор Центра общественного и информационного сотрудничества "Европа" Эдуард Попов в эфире радио Sputnik.
Так эксперт прокомментировал интервью бывшего министра сообщения Латвии Анрийса Матисса, который заявил, что Латвии нужно брать пример с Финляндии в вопросе выстраивания взаимоотношений с РФ, поскольку без сотрудничества с восточным соседом латвийский сектор транзита может остаться без грузов.
"С Россией надо сотрудничать. У нас точно есть возможность не быть такими агрессивными, какими мы были. Мы многое от себя отпугнули таким агрессивным поведением. Мы не можем не сотрудничать только экономически, нам нужно считаться с политическим отношением к России", — заявил Матисс.
Бывший министр подчеркнул, что Латвия не может перенаправить транзит, поскольку невозможно изменить географию.
"Мы соседние страны, и наши порты используются сто лет. Как только они построят свои порты и откажутся от нас, у нас не будет, куда диверсифицировать российские грузы. Если мы ничего не делаем, то российский транзит мы потеряли", — предупредил Матисс.
Эдуард Попов отметил, что заявления Матисса, который раньше был министром сообщения Латвии, выявляют общую тенденцию в политических структурах всего Евросоюза.
"Когда люди, которые еще вчера занимали русофобскую позицию, выходят в отставку, у них открываются глаза, разверзаются уста, и они начинают говорить правду, очевидные для всех вещи, но которые они не произносили в бытность свою в структуре политической власти", — отметил Попов.
"Он подчеркнул, что первые сложности с транзитом в Латвии начались еще до того, как ЕС ввел санкции против РФ, а она ответила контрсанкциями.
"Эта проблема имеет более давнюю историю, чем режим санкций и контрсанкций. Это связано с тем, что страны Прибалтики и Латвия в том числе последовательно проводят русофобскую политику на всем протяжении своей постсоветской истории. И Россия была вынуждена сделать единственный верный вывод: наказывать прибалтийских русофобов рублем. И прежде всего, путем ограничения транзита нефти через Даугавпилс", — заключил эксперт.
Транзитный сектор Латвии, как и других стран Балтии, лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Страны Балтии ищут другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Один из перспективных вариантов — транзит грузов из стран Азии, в особенности из Китая, в рамках проекта "Новый шелковый путь".
Кроме того, Латвия надеется встроиться в коридор "Север — Юг" между Индией и Северной Европой. В конце декабря в Риге побывало руководство иранской логистической компании Railway Transportation Co, в рамках визита с LDz Loģistika был подписан меморандум о сотрудничестве, предусматривающий совместную работу по подготовке и тестированию новых маршрутов из Индии и Ирана.
Представители латвийского сектора транзита и власти страны ведут диалог и с Россией по вопросу развития сотрудничества в сфере грузоперевозок. Так, летом 2017 года состоялось первое с 2013 года заседание межправительственной комиссии Латвии и России, на котором эта тема была одной из основных.
Латвия также планирует развивать грузоперевозки в направлении с запада на восток. Дочернее предприятие Латвийской железной дороги LDz Loģistika сообщило, что в этом году в Вентспилсский порт зашли на выгрузку два судна из Южной Африки. Одно из них доставило в Латвию 60 тысяч тонн марганцевой руды, которая после перевалки в вагоны отправилась в Россию.