РИГА, 18 июл — Sputnik. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей прибывает 19 июля с визитом в Ригу. Глава МИД встретится со своим латвийским коллегой Эдгарсом Ринкевичсом, премьером Марисом Кучинскисом, заместителем председателя Сейма Гундаром Даудзе, а также посетит несколько предприятий.
Портал Rubaltic отмечает, что визит белорусского министра отличает насыщенная программа, что говорит в пользу формирования стратегического партнерства между Минском и Ригой. Согласно сообщению МИД Латвии, во время встречи будут обсуждаться латвийско-белорусские отношения, в том числе сотрудничество в экономике, транспорте и транзите, приграничное сотрудничество, контакты в области образования, науки и культуры, отношения между ЕС и Беларусью, региональные вопросы.
Визит Макея в Ригу проходит на фоне очередного витка ужесточения литовско-белорусской риторики по вопросу строительства БелАЭС, что играет на руку Латвии – рано или поздно Минск может перенаправить часть своего экспорта калийных удобрений из Литвы в Латвию, отмечает портал.
Латвийский Вентспиллский порт до сих пор переваливает значительную часть белорусских нефтепродуктов, однако в результате негибкой ценовой политики утратил большую часть белорусских удобрений. В итоге этот сегмент сумела закрепить за собой Литва.
Однако Латвия не оставляла попыток переломить ситуацию, чтобы вернуть утраченные позиции. Рига в целях оптимизации логистических затрат при транспортировке белорусских калийных удобрений в Вентспилский порт еще в 2010 году предлагала Вильнюсу совместный маршрут поставок: Кяна/Стасилос — Йонишкис. В этом случае маршрут поставки проходил бы через Беларусь, Литву и Латвию, что сократило бы на 273 км логистическое плечо по сравнению с предыдущим маршрутом в обход Литвы. Но литовцы не поддержали этот проект, так как на тот момент Вильнюс уже вел железнодорожную блокаду латвийских портов.
В 2009 году "Литовские железные дороги" под предлогом технических работ разобрали кратчайшую в латвийском направлении железнодорожную ветку Бутинге — Ренге. Еврокомиссия после долгого разбирательства обязала Литву восстановить рельсы, но на это потребуется несколько лет.
Сегодня Латвия имеет все шансы договориться с белорусскими властями о стратегическом торгово-экономическом партнерстве, основой которого должен стать энергетический диалог. Поставки электроэнергии с БелАЭС в Латвию могут вернуть и калийный транзит через латвийские порты, заключает портал.
Напомним, в начале декабря 2017 года в Минске побывал премьер Латвии Марис Кучинскис, где обсудил с белорусским премьер-министром Андреем Кобяковым транзит и туризм, а также подписал ряд межправительственных договоров, в том числе соглашение об оперативном оповещении о ядерных авариях, обмене информацией и сотрудничестве в области ядерной безопасности и радиационной защиты.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Кучинскисом поблагодарил Латвию за взвешенный подход по вопросу строительства первой Белорусской АЭС. "Благодарен, что вы не следуете этим непонятным курсом наката на Белоруссию за станцию", — сказал он, напомнив, что свою АЭС также хочет возвести Польша, однако против этого никто не выступает.
Беларусь строит свою первую атомную электростанцию в Гродненской области, вблизи города Островца. Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков, которые вступят в строй поочередно в 2019 и 2020 годах. БелАЭС строится по российскому проекту, который разработан специалистами Росатома.
Несмотря на выстроенный с МАГАТЭ доверительный диалог и последовательное сотрудничество при обсуждении проекта, претензии к БелАЭС регулярно выдвигает Литва. Еще в начале 2016 года обратилась к Латвии, Эстонии, Польше и Финляндии с предложением договориться о недопуске на рынок ЕС электроэнергии с БелАЭС, однако эту инициативу поддержала только Польша.