РИГА, 19 апр — Sputnik. Резкая потеря российских энергетических грузов — не единственная угроза для латвийского сектора грузоперевозок. Транзит российского зерна через латвийские порты будет осуществляться еще только три-пять лет, пишет газета Dienas Bizness.
Правда, речь идет не о нескольких десятках миллионах тонн, как в случае с углем и нефтепродуктами, но в условиях многолетнего сокращения объемов транзита грузов потеря даже пары миллионов тонн российской сельхозпродукции для портовых терминалов ощутима, говорится в статье. Ситуация с оттоком грузов из латвийских портов настолько напряженная, что даже терминалы минеральных удобрений отчаянно пытаются привлечь грузы зерна, сказал один из представителей транзитной отрасли.
В прошлом году латвийские порты перевалили в общей сложности 4,23 миллиона тонн зерна и зернопродуктов.
Комментируя ситуацию, член правления Liepаja Bulk Terminal Ltd Юрис Матвеев отметил, что единственная гарантия в сегменте транзита зерна — страны с высокими урожаями зерновых. Латвийское и литовское зерно потери российского груза не возместит.
На Северо-Западе России в настоящее время нет ни одного специализированного зернового терминала, где бы осуществлялась перевалка, большинство из них сосредоточены в южной части страны. В то же время урожайность этих культур в стране в последние годы растет, что открывает возможности для увеличения объема экспорта.
Группа компаний "Новотранс" намерена построить в порту Усть-Луга в Ленинградской области экспортный специализированный зерновой терминал с объемом хранения 300 тысяч тонн и пропускной способностью 5-6 миллионов тонн зерна в год. Зерновой терминал де-факто заберет перевалку этого вида грузов у порта Лиепая, считают эксперты.
"Проект в этом смысле предлагает оптимальное решение проблемы экспорта зерновых в Европу. Терминал "Новотранса" де-факто заберет перевалку этого вида грузов у порта Лиепая, который, в частности, в январе-феврале этого года перевалил около 710 тысяч тонн зерновых", — заявил гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Пока что Лиепая в плюсе
Грузооборот Лиепайского порта за январь – март 2018 года вырос на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до 1,99 миллиона тонн. Плюсовая динамика порта, в отличие от Рижского и Вентспилсского, стала возможной за счет обработки зерновых, которые традиционно являются доминирующими грузами порта. За первый квартал Лиепайский порт перевалил 1,01 миллиона тонн зерна, что на 59,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Увеличение поставок российского зерна в Прибалтику связано в том числе и улучшением ситуации в вопросе инфраструктурных ограничений. По словам президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, удалось улучшить ситуацию с поставками вагонов для перевозки зерна, а также избавиться от ограничений на рейдовую перевалку.
"У нас были ограничения по отгрузке на Прибалтику, через прибалтийские порты, и их удалось тоже снять. Сейчас грузим на Прибалтику без ограничений. Все вот это суммарно способствовало наращиванию объемов", — сказал Злочевский.
Ранее президент РЖД Олег Белозеров, комментируя ситуацию с грузопотоком в направлении латвийских портов, заверил, что компания никаких специальных ограничений на перевозку грузов не вводила, "но есть технологические ограничения, которые РЖД обязаны соблюдать".