РИГА, 10 июл — Sputnik. Лидер парламентской фракции "Согласие" Янис Урбанович поделился в социальных сетях своими мыслями о том, возможно ли в Латвии примирение между русскими и латышами.
Поводом для этих размышлений стал уход из политики бывшего епископа Латвийского союза баптистских общин Петериса Спрогиса. 18 июня этого года дума партии "Согласие" утвердила Спрогиса в качестве своего кандидата на пост президента Латвии, что стало неприятным сюрпризом для националистически настроенной части общества.
Спрогис был настолько поражен развернутой против него и его семьи кампанией, что девять дней спустя, 27 июня, объявил о том, что отзывает свою кандидатуру и отказывается от участия в выборах. Урбанович назвал этот время "Девять дней в июне, которые могли дать шанс Латвии".
Когда вымрет последний русский
"Казалось, латыши сделали все, чтобы опровергнуть обещания, данные ими во времена Атмоды своим "нетитульным" соседям (некогда – союзникам в борьбе с коммунизмом), – о мире и гармонии, о братстве и равных правах, о нулевом гражданстве и многоязычии, но и таким образом решить окончательно национальный вопрос не удалось", — написал Урбанович в своем Facebook.
По его мнению, в латвийском обществе сложилось противостояние по национальному вопросу, бессмысленное, "потому что единственный способ победить в нем – это решить проблему радикально. То есть избавиться от вредной или ставшей "ненужной" национальности". Так пытались поступить турки с армянами, а немцы с евреями. Более мягкий вариант — насильственная болгаризация турок по времена Тодора Живкова, во время которой, в частности, в результате которой все турки вынуждены были заменить свои имена на немусульманские.
Способы, которыми политики раскалывают общество, хорошо известны.
"Модель, простая как 1-2-3, работает безотказно. Раз – призрак Путина. Два – дикий немытый русский из "Пурчика" или "Межика". Три – пугалка об очередной оккупации и прогноз погоды по Сибири. И готово: комбинация трех "кнопок" на протяжении трех десятилетий подряд позволяет латышским политикам выжимать из латышского народа любой нужный результат", — пишет политик.
При этом, по мнению Урбановича, "все стратегии и тактики, направленные на то, чтобы загнать противоположную сторону "под лавку" или выждать полвека с гарантией, когда последний русский вымрет или перекрестится в латыша, бесполезны".
Осуждает он и "попытки создать радикальный фронт, противостоящий латышскому национализму". Создателей радикального фронта он не называет, но, видимо, имеется в виду Русский союз Латвии, представители которого, со своей стороны, неоднократно упрекали "Согласие" за слишком мягкую позицию по вопросу отмены билингвального образования.
(В акции протеста Штаба защиты русских школ у памятника латышским стрелкам приняли участие четыре с половиной тысячи человек).
Он призывает недовольных не надеяться ни на "Путина на танке", ни на "доброго чиновника-правдолюбца из Брюсселя или Вашингтона", ни на возможную революцию. Более того, по мнению Урбановича, радикализация общества на руку только "новым шадурским и иже с ними".
"Они будут способствовать тому, что шадурскость, словно поганый лишай, будет распространяться все быстрее в обществе и заражать новые поколения", — пишет он.
У меня есть мечта
Когда Спрогис, во время своих "девяти дней", написал в Facebook: "У меня есть мечта о Латвии, в которой мы все от всего сердца даем только лучшее, что можем. У меня есть мечта о Латвии, в которой новое столетие станет действительно новой эпохой", — латышская часть общества ответила ему издевательским флэшмобом #ManIrSapnis.
Тем не менее, Урбанович бесстрашно признается в том, что мечта, точнее надежда, есть и у него. Надежда на диалог между вменяемыми людьми с обеих сторон.
"Пока в стране отсутствуют партии, которые могут договариваться, делать это надо на человеческом, бытовом уровне. Ведь у каждого русского есть в знакомых приличный латыш и, наоборот, у каждого латыша – достойный русский. С обеих сторон есть свои лидеры – общественные, культурно-художественные, религиозные. Начинать договариваться надо им", — пишет он.
Правда, основания для такой надежды — чисто биологические.
"Почему я надеюсь, несмотря на ужасную атмосферу в обществе и совершенно дикую политическую практику последнего времени? Потому что шадурские вымрут – человеческий век имеет предел. Им придут другие люди с другими навыками и опытом, прожившие другую жизнь и понимающие, что можно и нужно жить иначе. Более того, надеюсь, что хотя бы у некоторых из них будет желание жить и умереть в другой, счастливой, независимой и процветающей, Латвии, а не в нынешней уродливой "конструкции"", — пишет Урбанович.
Дорога в никуда
В завершение Урбанович рассказал о выставке австралийского художника латышского происхождения Имантса Тиллерса, которая недавно открылась в Латвийском национальном художественном музее. Выставка носит название Ceļojums uz nekurieni — "Дорога в никуда".
Он выразил надежду на то, что это поэтичное название не станет для Латвии пророческим, и еще раз повторил, что помимо дороги в никуда существует еще путь договоренностей.
"Это – мягкий, неспешный путь, но он единственный, который дает реальные плоды. Обещания любых других путей – несбыточны и опасны", — закончил Урбанович.