РИГА, 10 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Известный политолог и аналитик Дмитрий Ермолаев — главный редактор еженедельника "Российские Вести" — в 2002-2005 годах работал в российском посольстве в Латвии. Тогда и потом он пытался улучшить бизнес-отношения между Россией и Латвией, а конкретно – Вентспилсом.
В итоге тогдашний шеф латвийской контрразведки Бюро по защите Конституции Янис Кажоциньш назвал Дмитрия Ермолаева "русским шпионом" и включил во всевозможные списки "невъездных ни при каких обстоятельствах".
Как раз благодаря таким вот спецслужбистам вроде Кажоциньша в Латвии теперь крайне нездоровая бизнес-среда, и все громче говорят, что наша страна скоро окончательно лишится транзита с восточной стороны, а также денег нерезидентов. Так ли это? За ответами корреспондент Sputnik Латвия и обратился к Дмитрию Ермолаеву.
Порты потеряли монополию – из-за самой же Латвии
"Во-первых, скажу Кажоциньшу и иже с ним: Латвия – моя любимая страна после России, а Рига – второй любимый город после Москвы. И бизнес-отношения Латвии и России я пытался наладить, поскольку видел перспективы и улучшение экономики стран, которые искренне люблю. Так вот, я уже семнадцать лет занимаюсь темой Латвии и каждый год слышу: скоро российский транзит уйдет! Но до сих пор, как российский транзит был в Латвии, так он и остался", — говорит Дмитрий Ермолаев.
Балтика является абсолютно естественными воротами для российской внешнеэкономической деятельности, которая, по словам аналитика, не просто не становится меньше, но активно расширяется. И несмотря на все заявления, которые звучат то в Латвии, то в России, всем тут транзита хватит. Другое дело, что с некоторых пор балтийские порты потеряли монополию – в том числе благодаря необдуманным заявлениям Латвии.
"Политическая ситуация в Латвии подтолкнула Россию к созданию собственной инфраструктуры на балтийском берегу. Вспомним заявление Латвии о том, что: "если в Сербию пойдет российская нефть, мы ее будем задерживать". Хотя оно и было голословным, но результат, как видите, принесло", — отмечает Дмитрий Ермолаев.
Деньги утекают по железной дороге
Конечно, если бы латвийская железная дорога не была однопутной, грузов шло больше. Российская железная дорога к своим северным портам в этом отношении удобнее — в том числе для грузов из Китая. Но, что уж тут поделать: Латвия сделала ставку на Rail Baltica, а не на улучшение системы железной дороги, по которой идет транзит с Востока – не только из России, но и из Беларуси, и, наконец, из Китая.
Хотя понятно, что Rail Baltica создается не для улучшения экономики, а для переброски американской военной техники из Европы в Прибалтику. А последнее – это выброшенные деньги, поскольку известно, что в случае "неких обстоятельств", железную дорогу всегда выводят из строя первой…
"Конечно, убежден, ничего такого – "обстоятельств" — не случится. И Россия будет, несмотря ни на что, присутствовать в Латвии. И никуда от этого не деться. Потому что мы – соседи. И надо понимать, что даже латвийский банковский сектор без денег "с Востока" не выживет. Как раз сейчас на высоком уровне идет своего рода торг: сколько денег нерезидентов разрешить держать в Латвии", — рассказывает Дмитрий Ермолаев.
Ведь, чего уж там таить, известно: для обслуживания интересов только латвийского населения нужна пара банков, да и то их должно дотировать государство. А остальные банки – для нерезидентов как с Запада, так и с Востока. И именно банки с деньгами нерезидентов дают Латвии больший приток капитала, улучшают бизнес-среду — даже благодаря тому, что трудоустраивают много местных жителей, получающих в этой системе неплохие зарплаты.
Как США помогает России и мешает Латвии
"Не готов назвать банки, которые обслуживают нерезидентов, но известно, что в Латвии большая часть работает на восточных деньгах – и не только российских, а, например, казахстанских. А то, что США устраивает у вас в стране, указывая на то, какие банки надо бы прикрыть, это называется "переламывать через колено". И при этом США… помогает России прикрыть прибалтийский офшор: чтобы больше денег оставалось на родине", — говорит собеседник.
Всем понятно, с точки зрения интересов России как государства наличие рядом с собой такого вот латвийского офшора не очень хорошо. К тому же Латвия более уступчива по части законов по сравнению с той же Швейцарией. Если там еще посмотрят, что за деньги в банк пришли, то в Латвии закроют глаза на многие серые российские капиталы.
Разумеется, из-за того, что произошло с некоторыми банками в Латвии, деньги, выведенные из России, не вернутся на родину, но одно из окошек, через которое пристраивают капитал за границей, закрылось – благодаря США. И России от этого лучше. И российские власти к происходящему в банковской сфере Латвии относятся спокойно. В стране-соседке известно, кто и какие деньги у нас тут пристраивает. К примеру, в Латвии лежат деньги некоторых известных российских "сидельцев". В России их деньги арестованы, а в Латвии – нет…
Латвия без латышей
"Обратите внимание, о чем в России в основном говорят, когда заходит речь о Латвии. Вовсе не о гей-парадах и даже не о закрытии русских школ. Говорят в основном о том, какими темпами из Латвии уезжает народ. В России, на самом деле, очень и очень многие искренне любят Латвию – и то, что страна пустеет и беднеет, воспринимают буквально с болью в сердце. Это правда!" – подчеркивает Дмитрий Ермолаев.
Сейчас из Латвии, по самым скромным подсчетам, уезжает в день около тридцати человек. И главная проблема страны в том, что лет через тридцать латышей как таковых тут просто не останется.
"Одна ваша латышская журналистка писала, что результат политики "Единства" и премьерства Домбровскиса (которого потом буквально на руках внесли на пост еврокомиссара) – это заколоченные двери и окна домов латышских хуторов. И ведь латыши, симпатичный мне народ, не возвращаются. И если русские всегда спасутся (Россия вот она – рядом), то латыши обречены, поскольку в Европе быстро растворятся, — убежден аналитик.
В Латвии теперь, по примерным подсчетам, латышей что-то около 1,3 миллиона. И с образованием "только на латышском", они неконкурентоспособны по сравнению с представителями других национальностей, например, с русскими. В тех же международных компаниях надо знать не только латышский, но и русский и английский языки. Это продавцом в магазине еще как-то можно устроиться, зная лишь латышский, да и то место довольно быстро будет терять клиентов, которые попросту не смогут узнать необходимое о товаре. Неслучайно теперь многие латышские родители заставляют детей факультативно изучать русский язык.
"И вот на фоне такого страшного процесса, как отток населения, происходит резкая поляризация в обществе: политики становятся все более правыми – и ищут врагов. А на этом уже обезлюденном пятачке, Латвии, искать врагов крайне глупо", — говорит Дмитрий Ермолаев.