Напомню: чтобы газовые трубы, способные перебросить с российского Севера 55 млрд куб. м газа в год (а вместе с уже функционирующим газопроводом "Северный поток — 1" – более 110 млрд куб. метров), могли подойти к германскому берегу по наиболее экономичному маршруту, необходимо "потревожить" самый восточный на Балтике сектор экономической зоны датского королевства. И Дания заявила, что намерена, как минимум, задержать прокладку труб в Балтийском море.
Этот лоббист – кого надо лоббист
Причины, по которым Копенгаген занял столь двусмысленную позицию на фоне уже давших разрешение Берлина, Стокгольма и Хельсинки, могут оказаться самыми разнообразными, включая стремление посодействовать Киеву. Завершение строительства газопровода "Северный поток — 2" означает не только потерю 3 млрд долларов США в год за транзит российского газа, но и серьезное переформатирование геополитической роли Украины на карте континента. После 2020 года поставка основного объема газа по дну Балтийского моря делает ее в глазах Евросоюза, с одной стороны, проблемной аграрной периферией, а с другой – "газовым тупиком".
Состоявший, к примеру, в конце июня визит в Вашингтон спикера Верховной рады Андрея Парубия, которого сопровождали коллеги из Грузии, Литвы, Молдавии и Польши, является наиболее ярким примером деятельности данной "антигазовой коалиции". Примечательно, что, еще находясь в столице США, Парубий поспешил заявить, что итоги ряда встреч с представителями американского истеблишмента позволяют ему твердо заявить: "Строительство Nord Stream 2 будет остановлено!"
Согласуйте аргументацию, партнеры!
Но главные усилия противников новой газовой магистрали сконцентрированы на оформлении настоящего фронта против "Газпрома" на севере и северо-востоке Евросоюза, призванного создать "антигазпромовское кольцо" по побережью Балтийского моря. К числу самых стойких противников относятся Эстония, Латвия, Литва, а также Польша.
Дело в том, что и в 2011 году, когда "Газпром" ввел в строй предшественника новой газовой магистрали – газопровод "Северный поток — 1", все те же страны жестко выступали против, хотя и речи не было об "агрессии" России против Украины.
В странах "антигазпромовской коалиции" не скрывают, что лоббируют интересы Киева, желающего сохранить 100 и более миллиардов куб. м транзитного российского газа в своей газотранспортной системе и после 2020 года. Причем, что любопытно, в случае сохранения российского газового транзита через Украину, Варшаву, Вильнюс и Таллин не волнует то, что этот газ будет поступать от "агрессора" и "оккупанта".
Все остальные аргументы, выдвигаемые в Варшаве, Вильнюсе и Таллине, призваны только закрепить отталкивающий имидж России в Евросоюзе. В частности, считается, что строительство газопровода "Северный поток — 2" предоставит Москве "инструмент шантажа" в отношении Брюсселя и Киева. Кроме того, новый газопровод "усилит политическую зависимость Германии от России".
Но есть и еще более "логичный" аргумент: построив газопровод по периметру экономических зон Эстонии и Латвии, Россия обязательно усилит охрану газовой магистрали, задействовав свой Балтийский флот и авиацию, что в целом "создаст угрозу для деятельности НАТО на Балтике". Хочется задать встречный вопрос: "НАТО уже угрожает или еще только собирается угрожать российским газопроводам?"
Так кто и кому должен заплатить
На волне антироссийской и антигазпромовской кампании не забыта и деятельность "российских лоббистов" в Евросоюзе – от юридических лиц до политических деятелей Европы (в этом случае обычно вспоминают экс-канцлера ФРГ Шредера). Но при этом почему-то совершенно не обращают внимания на неприкрытый лоббизм высшего руководства США, навязывающего Евросоюзу свой сланцевый газ взамен российского.
А с другой стороны, "цена" сомнительной принципиальности Копенгагена относительно небольшая — 19 км стройки. Именно на такое расстояние придется отклониться газопроводу "Северный поток — 2" в сторону международных вод в случае, если Копенгаген в союзе с Польшей и балтийскими странами продолжит считать подводную газовую магистраль элементом "гибридной войны", попутно добиваясь финансовой "компенсации" от Германии. А может, непосредственно от России.