Но в Латвии банки давно выродились в отдельную касту, ведущую войну как предпринимателями, так и с жителями, в том числе и с их деньгами.
Эйфория от появления в постсоветской стране настоящих "буржуинских" банков с банкоматами — волшебными ящиками с стенах, извергающими наличные по желанию клиента, завершилась довольно быстро. А если быть точнее — после того, как 10 лет назад лопнул пузырь недвижимости. Тогда банки, раскрутившие вакханалию ипотечного кредитования и предлагавшие направо и налево до 110% от стоимости жилья, полностью устранились от ответственности. В результате многие латвийцы, обремененные непосильными долгами (за квартиру стоимостью 100 тысяч евро они должны были выплатить банку 250-300 тысяч евро за 25-30 лет, при этом сама квартира после кризиса стоила от силы 30 тысяч), потянулись на заработки в лондоны и дублины.
Дальше —больше. С 2018-2019 гг. банки обязаны сообщать Службе госдоходов о клиентах со смехотворным оборотом на счете более 15 тысяч евро в год. Еще один удар по репутации банков с их хваленой банковской тайной.
Недавно публицист Юрис Пайдерс в Neatkarīga выступил с интересным предложением. По его словам, современные технологии уже сейчас позволяют расчеты между физическими лицами или между предприятиями вести без ненужных посредников, коими являются коммерческие банки. Например, это может быть перенос расчетов из банков в Центробанки или специальные государственные агентства. Или переход на криптовалюты в качестве национального платежного средства. Но, увы, для такого шага нужно политическое решение, а наши политики всегда с долей раболепия относились к окопавшимся в стране скандинавским банкам, которые с постепенным выводом из игры банков с местным капиталом все больше становятся монополистами.
Адвокат, партнер AS BDO Latvia Янису Зелменис в интервью журналу "Открытый город" образно заявил, что сейчас банки паникуют, "вырубая виноградники". Хотя рубят они, скажем откровенно, тот самый сук, на котором сидят сами, вместе с финансовым сектором экономики.
"То, что я вижу по своей практике — есть ощущение, что банки сейчас сильно паникуют. Наверное, я бы согласился с характеристикой ситуации, что банкиры сильно перепуганы, что они нервничают и, возможно, где-то даже пугаются сами своей тени… Фактор высокого риска, как правило, заключается не в самой латвийской компании, а в том, что поступления денег на ее счет будут, например, из Кипра. Или, не дай бог, из России, Азербайджана или еще откуда-то… Ситуацию можно сравнить с борьбой с пьянством, когда вырубают виноградники… Что будет после — об этом никто не думает. Главное сейчас отрапортовать, кто больше сделал в этой борьбе", — откровенничает адвокат.
Дело в том, что до февраля этого года у партии был расчетный счет в банке ABLV. "Когда деятельность банка по не зависящим от нас обстоятельствам была приостановлена, мы обратились в банк Luminor с просьбой об открытии счета и неожиданно получили отказ. Затем мы обращались в Citadele, SEB, Swedbank, Rietumu banka и прочие учреждения… и повсюду получали отказ", — разъяснила партия в распространенном заявлении.
Интересно, получают ли в этой связи банки рекомендации свыше? Быть может, от Полиции Безопасности или Бюро по защите Сатверсме? Или пользуются собственным классовым чутьем? Или, быть может, специально создали свои политотделы, в которых уже фильтруют клиентов, опасных и не опасных для Латвии?
И разве прецедент РСЛ — не прискорбный пример общества "Тотального контроля", о котором нас неоднократно предупреждали фантасты и создатели фильмов о недалеком будущем? Увы, кажется это будущее уже наступило. И в нем банки являются не инструментом для облегчения жизни своих клиентов, а способом контроля и ограничения общества со стороны государства, читай партий, которые в настоящий момент находятся у власти.