РИГА, 15 июн — Sputnik. Почему США были так категоричны к ABLV Bank, когда ждать ликвидации еще 10 латвийских банков и каким сигналом для администраторов неплатежеспособности может служить убийство Мартиньша Бункуса, в интервью Dienas Bizness рассказал председатель правления AS West Kredit Сергей Маликов.
По его словам, о том, что латвийским банкам нужно сворачивать работу с нерезидентами, рекомендации поступали давно – как минимум с лета прошлого года. Однако это был основной вид бизнеса для многих банков, поэтому рекомендации были сродни советам закрыться.
"Уже в то время (летом 2017-го) Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) говорила о том, что необходимо сократить работу с нерезидентами и были выработаны рекомендации, как это делать. Под нерезидентами фактически понимали не всех нерезидентов, а граждан России, Украины, Беларуси, Казахстана и Узбекистана, то есть бывших союзных республик. КРФК требовала от всех банков новых бизнес-планов и задавала им вопрос, как они будут работать, уменьшив долю нерезидентов. Но нерезиденты дают основной доход большинству банков", — сказал Маликов.
Тем не менее, заявления FinCEN не стали сюрпризом ни для латвийских банков, ни для правительства. "Это была уже общая позиция — не работать с нерезидентами, работать с латвийскими клиентами, уменьшать долю нерезидентов", — подчеркнул банкир.
При этом, по мнению Маликова, банк ABLV можно было попытаться спасти, поскольку он и аналогичные ему важны для экономики Латвии.
"В Люксембурге, на Кипре, Мальте и много где в мире работают с этими нерезидентами. И все эти страны и их правительства отстаивают свои интересы и свои банки. Aizkraukles banka, Rietumu banka — эти банки зарабатывали по 80 миллионов в год. Сколько таких компаний у нас есть в Латвии? Можно сосчитать на пальцах одной руки", — отметил Маликов.
Власти Латвии, по его мнению, не стали защищать банк из-за геополитики — американцы стремятся усложнить жизнь бывшим гражданам СССР: русским, белорусам, украинцам — в вопросах управления деньгами.
"Следует понимать, что это действие не было в первую очередь нацелено на акционеров банка, оно было направлено против клиентов банка, которых хотели ограничить. Конечно, это не нормально, что в пятницу все было еще в порядке, а в понедельник в банк являются работники КРФК и отключают SWIFT-расчеты. У банка были очень большие активы, очень высокий собственный капитал, очень большой кредитный портфель и много свободных денег. Понятно, что, если бы им не отключили SWIFT, они могли бы спокойно вернуть все деньги нерезидентам, и тогда у них еще остался бы кредитный портфель на миллиард евро", — пояснил эксперт.
Он отметил, что отключение от SWIFT — это преднамеренный шаг, политическое решение, которое "закрыло" банк.
До октября никого не закроют
Министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озолы заявила о том, что проблемы могут быть еще у 10 банков. Однако, по мнению Маликова, до выборов в Сейм больше точно никого не закроют.
"Могу вас успокоить: до 6 октября ни один банк в Латвии не закроют, поскольку здесь есть большие политические риски, которые могут негативно повлиять на образ правительства", — сказал эксперт.
Он считает, что сегодняшняя ситуация — уже предкризисная, а если будет закрыт еще хотя бы один банк, это будет ударом по рейтингу политиков.
"О чем думала министр финансов? Конечно, для этих 10 банков-нерезидентов в Латвии фактически нет клиентов. Так какова же тогда модель для этих банков-нерезидентов? Думаю, что 2-3 банка могут потерять лицензию. Но только после выборов в Сейм, потому что сейчас это никому не выгодно", — сказал Маликов.
Предупреждение с Востока
Также он прокомментировал убийство администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. По мнению Маликова, убийцы точно не из Латвии. Скорее, они связаны с кем-то из недовольных ликвидацией Trasta komercbanka.
"У Trasta komercbanka было много денег нерезидентов — из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, конечно, Украины. Но люди там достаточно суровы. В свою очередь, администраторы неплатежеспособности часто избегают конкретных ответов. Вопросы не решаются, затягиваются. Это беспрецедентный случай. Но вы понимаете, что были люди, которые держали миллионы в Trasta komercbanka. Они не только не получили своих денег, но и не получили конкретного ответа, когда и сколько. Вот почему убийство Бункуса было знаком. Это было послание "расе" администраторов неплатежеспособности от людей с Востока, у которых свои понятия о жизни, о том, что можно делать, а что нельзя", — заключил Маликов.