Более интеллигентная и выдержанная (за исключением публикаций Элиты Вейдемане) Neatkarīga Rīta Avīze сосредоточилась на предстоящих выборах в Сейм и раскладе политических сил.
Мяч в ворота русофобии
Атис Климовичс в Latvijas Avīze публикует истерический памфлет на тему "такой футбол нам не нужен": "Чемпионат мира по футболу, проведение которого Россия совсем не заслужила, все-таки начался, как запланировано. Вместо него этому государству следовало бы находиться на скамье подсудимых в международном суде, отвечая за "обыкновенные" убийства, отравления, войну на Донбассе, бомбардировки Сирии, катастрофу малайзийского "Боинга". От этих преступных действий погибли тысячи человек, но это не стало причиной объявить тотальный бойкот чемпионату", — сокрушается автор.
Сейчас глава Кремля — гостеприимный и дружественный, истинный друг всего мира и спорта, который наслаждается победами своей сборной. Но уже завтра он сможет продолжать то, что начал, проявляет бдительность автор.
Сравнивая нынешний ЧМ и Олимпиаду в Сочи с Олимпиадой 1936 года в Берлине и беря в союзники журналистов Шендеровича и Бабченко (как и другие честные российские журналисты они всех предупреждают, но никто не слышит), автор завершает свое выступление не без пафоса: "Кто окажется больше прав — гордые немцы, которые готовы вступить в опасную игру с русскими, или поляки, которые призывают разместить в Польше одну дивизию армии США, когда–то мы узнаем. Надеемся, что это не будет слишком драматично, но сейчас — идем смотреть футбол!"
Изыди, "Согласие"!
"Не является неожиданностью, когда несчастного человека подхватывает смерч и переносит его за те не пересекаемые другими латышами красные линии. Святой отец из Церкви Крещения христова Петерис Спрогис поработав на виноградниках своего Господа и будучи в трезвом уме, вышел из его небесной канцелярии, сел в лодочку, и, оставив спокойные воды, выгреб к пристани пророссийского "Согласия", — так образно и на эмоциональном подъеме пишет Эгилс Лицитис о том, что баптистский епископ поддался соблазну и согласился стать кандидатом в президенты страны от этой партии и баллотироваться в Сейм от Видземе.
Саму статью читать скучно и неприятно, достаточно выделить отдельные места, прилагательные и эпитеты. Здесь и "ослепленный желаниями Петерис", и "нечестивый в лице прокремлевских сил, которым подал руку Спрогис", угодивший при этом в "ловушку к дьяволу", и "присоединившийся к путинистам красный епископ".
Автор пишет, что в результате демарша пастыря люди дезориентированы и разочарованы, а ведь он должен был заметить насколько "строители Московского моста" жаждут власти и ориентированы на Кремль. И неужели священник, милосердный по своей природе, и теперь на половину социалист, не заметил, что ушаковское сочувствие рабочим – это суррогат социал-демократии и лицемерная русификация? Лицитис все-таки соглашается, что пока непонятно, как "смертный грех" епископа оценит сам Бог. Но многие латыши руководителей "Согласия" однозначно расценивают как предателей. Ну что же. Бог и им судья, добавим от себя.
В заключение автор прибегает к испытанному газетой приему политического доноса и требует расправы: баптистам ничего не остается как исключить Спрогиса из церкви за попытку влезть на чужое небо и симпатии к Кремлю".
Воровать можно тем, кто мыслит по-европейски
Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze касается скандала с администраторами неплатежеспособности, ссылаясь на Dienas Bizness, в которой было опубликовано интервью с адвокатом Алдисом Гобземсом. Адвокат сетовал, что неоднократно обращался в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) с фактами о коррупции. "Стопроцентно всякий раз, когда я обращался в БПБК с конкретными фактами – и как директор Администрации неплатежеспособности, и как присяжный адвокат, не было никакого результата", — сказал он. По единственной причине – в этих делах не фигурировали политические оппоненты "Нового времени", позже "Единства".
Таким образом адвокат говорит не просто об организованной преступности, а о политически организованной преступности. Корни которой тянутся от "Нового времени" и "Единства".
В случае Латвии гениальная инновация состоит в том, что тень подозрений по поводу любого сомнительного действия тает, даже не появляясь, если человек, который это делает, выступает на "правильной" стороне. Выдает себя за прогрессивную личность с современным мышлением, которая защищает "европейские" ценности и стоит на "правильной стороне" истории. Как результат — любая разработанная таким человеком и использующая "особенности" и дыры нашего законодательства схема получает индульгенцию со стороны современной идеологической инквизиции – так называемой прогрессивной (читай — соросистской) общественности.
Мораль сей басни — сам адвокат Гобземс говорит сегодня так смело, потому что участвует в выборах. Но не надо забывать, что он и сам вышел из тех же кругов и был большим соросистом, чем сам Сорос. Поэтому ему удается легко разбить лживый, но тщательно поддерживаемый во властных кругах тезис о бывших работниках БПБК Стрике и Юрашсе, как о кристально чистых душой борцах против подлых расхитителей государства. Увы, никакие они не борцы, просто обслуживающий персонал определенных кругов в силовых структурах. Теперь, лишившись своих регалий, они теми же старыми методами пытаются пробиться в Сейм, чтобы продолжать как привыкли заниматься рэкетом на новом, более высоком уровне.
Собирают деньги, чтобы публиковать списки советской номенклатуры
На портале разоблачений Pietiek.com появилась статья, призывающая сделать пресловутые мешки КГБ с именами высшей советской и партийной номенклатуры Латвийской ССР достоянием общественности.
Именно эти люди были самой верной опорой коммунистической власти. Они поддерживали советское устройство жизни вплоть до начала 90-х, когда наконец почувствовали — пора перекраситься из-за необходимости сохранения своей персональной шкуры.
Автор статьи ссылается на директора Национального архива и современного представителя той самой номенклатуры Мару Спрудзе, которая в своем письме детально описывает, почему исключительно представителям коммунистов и чекистов, сросшихся с нынешней властью Латвии, позволено интересоваться нашей недавней историей, а латвийскому обществу такая возможность фактически закрыта.
Дело в том, что уже многие годы латвийские архивы закрыты "людям с улицы". Допуск к ним запрещен всем, кто не связан с сегодняшней властной номенклатурой. А чтобы получить его, необходимо отвечать ряду требований — сотрудничество с властью, подчинение неписанным нормам поведения, и отсутствие попыток совать нос туда, куда не следует.
И все это делают не неизвестные злоумышленники, а законодатели "независимой Латвии". Они хорошо осознают — русские говорят "чувствуют задницей", что их сытое существование, их кошельки, их банковские счета, особняки зависят от возможности контролировать прошлое и не подпускать к нему каждого. Потому что права представителей советской номенклатуры, по мнению власти, важнее прав тех, на шее которых эта номенклатура сидела десятилетиями.
Наверняка будут те, кто скажут — ну сколько тех номенклатурщиков на больших должностях и при больших деньгах осталось, их можно пересчитать по пальцам. Верно, время не щадит и их. Настанет день, когда уйдут как бывший инструктор и глава отдела пропаганды и агитации Вентспилсского горкома Латвийской коммунистической партии, бывший секретарь Вентспилсского райкома партии Айварс Лембергс, так и бывший 1 секретарь Салдусского райкома компартии Аугустс Бригманис и другие остатки номенклатуры. Однако все годы независимости они и им подобные плодились и размножались и переполнили эту землю. Их прямые и непрямые последователи унаследовали не только их влияние, связи и капиталы, но и особенности, которые позволяли им держаться на вершине коммунистической системы. В мире немало переносчиков гонореи и сифилиса. Но эти люди переносят кое-что гораздо худшее.
Другими словами, никуда не подевались бывшие чекисты, коммунисты и их влияние. Это как трудно разлагающийся яд, которым они незаметно испоганили сознание людей, все сферы жизни и само Латвийское государство.
Для нас это неприемлемо, — завершает автор статьи, приглашая принять участие в сборе средств для хотя бы частичной публикации списков высших функционеров КГБ и Компартии Латвии по состоянию на конец 80-х годов. Деньги нужны на сбор, изучение и подготовку этой информации к публикации.