Итак, противник обозначен. Это наши соседи по стране — подавляющее большинство латышского избирателя, страдающего ксенофобией, шовинизмом, нацизмом и обычной глупостью, а также избранные ими политики, — расставил точки над i публицист Илья Козырев на портале BaltNews.lv.
Показательно, что многие представители титульной нации, в том числе и весьма здравомыслящие, в разговоре не преминут подчеркнуть с долей пафоса: они — националисты. В хорошем смысле слова, который понятен представителям небольшого по численности этноса. Однако в этом слове есть и ярко выраженный нехороший смысл, четко проявляющийся в латвийском контексте.
Думаю, у большинства латышского народа просто щелкает предохранитель и выручает элементарное чувство самосохранения. Латыши попросту опасаются, что приди к власти Национальное объединение, их заставят маршировать и скандировать патриотические лозунги вместо того, чтобы увлечься шопингом, лизингом, дайвингом и другими прелестями либерально-потребительской цивилизации, ведущими к вырождению нации.
Последние инициативы Нацобъединения, как показывает резонанс в социальных сетях и СМИ, еще дальше оттолкнули от него потенциального избирателя.
Естественно, часть населения обиделась и возмутилась. Во-первых, это сами пенсионеры. Многие из них, которые по тем или иным причинам не обзавелись своевременно большим потомством, почувствовали себя выкинутыми на свалку. Начинать-то уже поздно. Во-вторых, это женщины, на которых политики от Нацобъединения примерили роль "государственной скотины", каковая прежде всего должна выполнить свой долг по отношению государству и свою детородную функцию. В третьих, это большая категория людей, которая по тем или иным причинам вообще не в состоянии иметь детей.
И тут, конечно, доморощенные идеологи национализма показали себя во всей красе. Распахнули полы плаща, подобно уличному эксгибиционисту. Ибо в основе их, с позволения сказать, философии — отрицание личности, ее особенностей, потребностей и прочих "архитектурных излишеств". Во главе всего — национальная идея и патриотизм, все остальное выбрасывается как ненужный балласт, мешающий движению вперед, к вечному существовании нации.
Для того, чтобы ввести обязательную военную подготовку, необходимо 350 инструкторов и 17 миллионов евро в год. Но автор резонно говорит о том, что этому государству не меньше, чем военных, не хватает IT-специалистов, врачей, учителей, которые в конечном итоге могут внести больший вклад в безопасность страны, сделав ее богатой и процветающей. Да и патриотизм лучше воспитывать через культуру, историю, достижения художников, спортсменов, представителей латвийского бизнеса, а не путем скандирования патриотических лозунгов, которые являются ничем иным, как содержимым предвыборных плакатов некоторых партий.
Я помню уроки начальной военной подготовки в советской школе. Правда, весьма смутно. Единственное, что врезалось в память, — "вспышка справа — вспышка слева", как вести себя при ядерном ударе противника. Уже тогда, подростками, мы воспринимали эти инструкции с философской иронией, несмотря на "мрачный тоталитаризм и поголовное оболванивание" населения. Похоже, что сегодня в нашем свободном и демократическом обществе многие воспринимают необходимость патриотического и военного обучения с младых ногтей со всей серьезностью.
Короче, рожать и стрелять, стрелять и рожать — это ли не идеал общества? Не тот вечный двигатель, который вывезет нас прямиком в вечность?