РИГА, 18 мая — Sputnik, Людмила Прибыльская. Комиссия Сейма по труду и социальным вопросам на этой неделе углубленно рассматривала жизнь пенсионеров и, в целом решив, что у большинства она безрадостная, все же отвергла народную инициативу об отмене налогообложения пенсий до 500 евро, за которую проголосовало более 10 тысяч граждан на портале Manabalss.lv.
Депутаты горды тем, что не повышавшийся с 2006 года необлагаемый минимум пенсий в 2018 году разморожен и увеличился на 15 евро — с 235 до 250 евро, а также принята программа дальнейшего роста до 2020 года. Однако Минфин в лице директора департамента прямых налогов Астры Каляне уже тревожится, что сборы подоходного налога с населения отстают от прогнозируемых и "нужно балансировать". Да, больше половины пенсионеров платят налог, в сумме 104 миллиона евро в год, которые перечисляются самоуправлениям, а именно они предоставляют пенсионерам услуги по месту жительства: транспорт, пособия малообеспеченным и социальные услуги.
"Мы и так соберем 94 миллиона с пенсионеров вместо 104 миллионов в этом году, а повышение необлагаемого минимума до 500 евро будет стоить 77 миллионов, — заявила Астра Каляне. — Каждые 10 евро повышения минимума стоят 4 миллиона".
Каляне напомнила, что в Латвии есть и богатые пенсионеры, для которых налоговое бремя увеличилось. Целых 6 432 человека получают ежемесячно свыше 1 тысячи евро и вносят в бюджет полтора миллиона, тогда как массовая категория пенсионеров (250-500 евро) насчитывает 289 тысяч человек и обеспечивает бюджету всего вдвое больше.
Манипуляция цифрами
"Предоставленные Минфином расчеты выглядят как манипуляция: пугая "большими" цифрами, ведомство умалчивает о доле пенсионеров в доходах и расходах самоуправлений, а также о том, как глубоко в карман местных властей залезает государство", — заявила депутат Сейма от Латгалии, предприниматель Елена Лазарева ("Согласие").
Она добавила, что ее, как экономиста, удивляет, что ни одно ведомство не предоставило интегрального расчета, какой будет реально недобор предназначенных для самоуправлений средств и сколько они сэкономят, уменьшив выплачиваемые пособия при росте необлагаемого минимума пенсий.
"Ведь очевидно, что рост реальных доходов пожилых людей уменьшит спрос на пособия и обеспечит прирост оборота в торговле и услугах. Все согласны, что лишнюю десятку наши ветераны не в чулок будут складывать, а потратят на продукты или лекарства… Нечестная политика по отношению к пенсионерам порождает негативное отношение к уплате налогов и растущее неравенство", — подчеркнула Лазарева.
В том, что политика нечестная, уверены и другие депутаты. Доводы Минфина о якобы неизбывном желании облагодетельствовать пенсионеров члены комиссии встретили смешками и возгласами: "Здесь не дураки сидят, мы помним ваши обещания компенсировать увеличение необлагаемого минимума пенсионерам то за счет акциза, то за счет другого налога!"
Нечестно обходится Госкасса и со средствами социального бюджета: когда в казне не хватает денег, в социальные накопления "запускают руку" бесплатно, а когда на рубеже 1990-х годов возник дефицит социального бюджета, государственный выдал ему займ под 6% годовых, и эти деньги исправно были выплачены, напомнила председатель комиссии Айя Барча (СЗК). На вопрос, почему существует такая практика, представители Минфина ответить не смогли.
Тезис о том, что более обеспеченные пенсионеры через уплату подоходного налога и последующие социальные пособия помогают менее обеспеченным, верен лишь частично. В прошлом году пенсионеры уплатили почти 104 миллиона евро налога, в нынешнем прогнозируется 93. В общем кошельке самоуправлений в 2017 году (1312 миллионов евро от подоходного налога с населения) это составляло менее 8%. Если повысить необлагаемый минимум до 500 евро, самоуправления из-за механизма перераспределения недополучат не 77 миллионов, как утверждает Минфин, а только 80%, то есть 61,6 миллиона.
В общем кошельке самоуправлений (1312 миллиона евро от подоходного налога с населения в 2017 году) это составило бы менее 5%. По мнению мэра Резекне Александра Барташевича ("Согласие"), дефицит можно урегулировать просто: изменить пропорцию распределения средств подоходного налога с населения между основным бюджетом и бюджетами самоуправлений. Сейчас государство отдает на места 80% собранного налога. Если бы оно отдавало 85%, сумма траншей возросла бы с 1312 до 1394 миллионов евро, разница составит целых 82 миллиона.
Нищие сами виноваты
Более 62 тысяч латвийцев получают меньше 250 евро, а всего по старому пенсионному закону (за стаж) пособия начислены почти 116 тысячам человек. Это четверть пенсионеров. Логика Минблага остается неизменной: не платил налоги – сам виноват, что живешь в нищете. И так, мол, 71% соцбюджета тратится на пенсии, и только остаток – на пособия по безработице, материнству и так далее.
"Минимальные пенсии выплачиваются тем, у кого маленький стаж, маленький пенсионный капитал или кто получает международные пенсии, — заявила старший эксперт департамента соцстраха Даце Трушинска. — Поскольку подоходный налог с населения получают самоуправления, ответственные за социальные пособия и социальную помощь, они и решают, какой вид помощи лучше предоставить малообеспеченным".
Замдиректора социального управления департамента благосостояния Рижской думы Мартиньш Моорс сообщил, что в столице пособия получают 10 тысяч пенсионеров из живущих здесь 120 тысяч. "Средний пенсионер у нас нищий. 300 евро – деньги, на которые невозможно выжить", — признал он.
"Министерства говорят правильные вещи, но поколение моих родителей, которые создало независимую Латвию, в 1990-е годы руководствовалось другой логикой: оно думало не о накоплениях и фондах, а о том, как выжить", — считает автор инициативы на Manabalss.lv, предприниматель Арнис Верземниекс.
Его рецепт – сокращать долю теневой экономики, лишая нечестных бизнесменов доступа к государственным и муниципальным конкурсам. "Они получают общественные средства, но при этом обкрадывают государство. Это абсурд", — уверен Верземниекс. С ним многие согласны, но… воз и ныне там. Показатели уплаты налогов в конкурсах все еще уступают по значимости критерию минимальной цены услуг и товаров.
Тем временем среднестатистический пенсионер, которому в результате реформ в 2018 году "перепадает" на 5 евро больше прежнего, продолжает поддерживать бюджет подоходным налогом. Его платят даже сироты – с пенсии по потере кормильца государство ежеквартально выручает почти 80 тысяч евро. Есть еще инвалиды, для которых государственное пособие составляет от 64,03 до 83,24 евро.
Проблему неравенства считает приоритетной Конфедерация работодателей. Ее представитель Петерис Лейшкалнс предложил отойти от принципа "кто пообещает больше самым активным избирателям" и отложить обсуждение новых необлагаемых минимумов на следующий год, когда выборы уже пройдут.
"У нас реально минимальная пенсия не достигает 70 евро. Важнее сейчас поддержать тех, кто получает такие пенсии, обеспечить минимальные услуги здравоохранения пенсионерам, которые без денег просто не могут попасть к врачам", — подчеркнул Лейшкалнс.
В целом Минфин и Минблаг убедили народного представителя Арниса Верземниекса в нереальности идеи о необлагаемых налогом 500 евро. А главное было сказано вскользь: нужно сохранять рабочие места, чтобы было за счет чего платить пенсии. Ведь в солидарной системе ныне работающие обеспечивают стариков, причем уже в 2020 году их удельный вес достигнет 20%, а после 2035 года возрастет вдвое.
Факт: 96 депутатов Верховного Совета Латвийской ССР, принявших Декларацию о восстановлении независимости, ежемесячно получают особое щедрое пособие в размере 75% от зарплаты депутатов Сейма. Им пенсия индексируется параллельно с зарплатами в стране и ныне составляет около 2 тысяч евро в месяц.