РИГА, 17 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Русскую общину Риги зарегистрировали 24 марта. Она, как и лиепайская, даугавпилсcкая, резекненская, елгавская и другие подобные организации, вошла в единую Русскую общину Латвии, но при этом является юридически независимой.
Лидером общины стал Олег Сысолятин. Раньше он был известен как создатель организации "Северный поток", традиционно участвующей в разных благих делах, например, в субботниках Игоря Гусева на Старом гарнизонном кладбище в Саласпилсе и в акциях Штаба защиты русских школ.
Вместе с Олегом у руля общины известный латвийский продюсер Евгений Куренной, правозащитник Александр Гапоненко, молодые и перспективные Виктория Андрейман и Виталий Чичагин, а также Екатерина Ткачук. В организации состоит довольно много людей, которые сделали уже немало: достаточно вспомнить, что основная работа по организации Бессмертного полка легла на плечи общины.
Кроме того, община помогла в перезахоронении останков солдат в Ропажи, устроила яркий флешмоб перед 1 Мая, а теперь вот — пикет в поддержку Линдермана и Гапоненко у стен Рижской центральной тюрьмы.
Рига — исторически русская
То, что в Риге появилась своя русская община, можно назвать торжеством справедливости. После шведского и немецкого периодов Рига всегда была русским городом.
Сейчас Латвия отмечает свое столетие, а русская община в Риге сформировалась чуть ли не на двести лет раньше. Равно как и русские школы тут появились за две сотни лет до возникновения слова "Латвия". И при всем при этом с начала девяностых в Риге никогда не существовало собственной организации русской общины.
"Рига не просто богата русскими традициями, она пропитана ими. До сих пор большая часть населения здесь – русские. Кстати, слово "русскоязычные" мы в общине не признаем! Вычеркнуто из лексикона. Вот "русские" – дело другое. Это слово намного шире понятия национальность. Быть русским – это намного больше. Больше чего? А вы подумайте", — говорит Евгений Куренной.
В общину входят люди разных национальностей: украинцы, белорусы, евреи, но считают они себя русскими.
"Сейчас мы ведем переговоры с другими русскими организациями, чтобы наладить сотрудничество в сфере культуры, спорта, образования, бизнеса, защиты прав человека и так далее. Мы не видим поддержки русской молодежи ни со стороны руководства Рижской думы, ни от государства. Власти, что столицы, что страны, по большому счету, смотрят только на представителей титульной нации. Мы ничего не имеем против латышей, но почему власти игнорируют вторую по численности национальную общину?" – говорит Олег Сысолятин.
Не чужие на этой земле!
"Русские Латвии — налогоплательщики. В том числе на наши налоги содержат русские школы, которые сейчас у общины (в самом широком смысле) отнимают, переделывая их в латышские. Мы содержим и чиновников, которые придумывают разные реформы, а люди "из кабинетов" нас в упор не видят или считают врагами. Умно ли это?" — продолжает Олег Сысолятин.
В Латвии функционирует много крепких и сплоченных общин: еврейская, армянская, цыганская, белорусская, украинская, грузинская и так далее.
В этих общинах помогают людям "своей крови и веры" и с жильем, и с работой, и бизнес наладить, и детей в школу собрать, когда у родителей нет средств. Здесь самый яркий пример – армянская община, где все друг друга поддерживают, что, конечно же, правильно.
"А русским – первой по численности нации Риги – долгие годы и обратиться было не к кому. Не существовало здесь столичной общины как таковой, где были бы именно крепкие общинники, поддерживающие друг друга. Тут русские последние десятилетия жили разобщенно. Кому это выгодно – ответ очевиден. И вот мы решили объединить людей – в общину. У нас три столпа: русский язык, русская культура и наша историческая память. Мы на этой земле не пришлые. Тут наши предки веками жили", — подчеркивает Олег Сысолятин.
Евгений Куренной проводит исторический экскурс. Латыши называют русских krievs — словом, которое этимологически произошло от "кривичи" – названия древнего славянского племени, жившего на этой земле веками. То есть уже самим словом признают, что у русских тут историческая родина.
Другое славянское племя – венеды (венды). Они жили на месте Вендена (Цесиса), а их флаг – красно-бело-красный – тот самый, который у славян благополучно переняло Латвийское государство и теперь почему-то считает "исторически латышским". Славяне – щедрые люди, им приятно, что их флаг теперь — один из символов Латвии.
Если все одним миром живут…
Виктория Андрейман сказала Sputnik Латвия, что организация намерена сотрудничать с самыми разными объединениями — и с Латвийским антинацистским комитетом, и со Штабом защиты русских школ, и с Русским союзом Латвии, и с творческими коллективами, и с духовными общинами.
У русских в крови традиции общинности: накормить того, кто свой, кому это надо; у своего сгорел дом – так надо новый построить, чтобы человек не был на улице. Другое дело, что в силу известных причин многим было выгодно, чтобы вот эту самую русскость из русских Латвии выполоскали или завалили всяким хламом.
"Русских Латвии теперь пытаются обвинить в каком-то реакционизме лишь за то, что они стремятся к объединению и сплочению. Конечно, властям выгодно, чтобы русские организации были слабыми, малочисленными, сидели по своим углам и голос не подавали", — отмечает Виталий Чичагин.
Евгений Куренной подчеркивает, что организация будет действовать в рамках правового поля Латвии. Община настроена "на позитив и оптимизм", не собирается ни с кем воевать, а лишь хочет стать крепким объединением, где люди могли бы всегда положиться друг на друга.
"Если с нами готово сотрудничать государство – замечательно. Если нет – не пропадем. Главное – помощь соотечественникам: юридическая, финансовая, моральная. Будем сотрудничать с бизнесом, с теми, кто способен помогать. Да, в отличие от еврейской общины у нас нет, по сути, своих банков. Но свои бизнесмены есть, и очень серьезные. В общем, будем жить и работать. Кто хочет быть с нами – присоединяйтесь", — говорит Олег Сысолятин.