В Москве, в Центральном Доме журналиста зрителям представили документальный фильм Сергея Четвертного и Андрея Татарчука "Цветной сектор", рассказывающий о технологиях государственных переворотов. Немалое место в фильме уделено и Латвии.
Другая правда
"Цветной сектор" начинается с анализа рижских событий января 1991 года. Собственно, это, по утверждениям авторов, и была одна из первых "цветных" революций на территории СССР.
В официальной латвийской историографии эти события известны как стрельба на Бастионной горке. Утверждается, что омоновцы открыли огонь по мирным протестующим и убили пятерых, в том числе членов телевизионной съемочной группы режиссера Юриса Подниекса.
А что же было на самом деле? Авторы фильма провели расследование и записали интервью со свидетелями и участниками тех событий – политиком, бывшим депутатом Государственной думы Виктором Алкснисом, командиром Рижского ОМОНа Чеславом Млынником, бывшим рижским милиционером Александром Жгуном.
И что же говорят эти люди? Думаю, авторы фильма простят меня за спойлер, но говорят они о том, что протестующих убивали в спину. И вовсе не правоохранители. Есть свидетельства, да и не все документы оказались уничтожены в первые дни независимости.
Честно сказать, стрельба на Бастионке – не самый страшный и далеко не самый кровавый эпизод распада Союза. Да и, казалось бы, столько времени прошло. Но надо было видеть глаза рижан, которые специально приехали в Москву посмотреть этот фильм (да, были в зале и такие люди). Я не знаю, такими ли ошарашенными выглядят внезапно прозревшие люди, но зрители смотрели взахлеб.
Манипулирование простецами
Собственно, и слово "революции" не случайно взято в кавычки. Поскольку, как убедительно, на мой взгляд, доказывают авторы фильма, с подлинно народным возмущением "цветные" госперевороты ничего общего не имеют. Это игры элит и манипулирование простецами с обязательным принесением последних в жертву.
Финал фильма, как ни странно, представлен, что называется, на позитиве. Представлен опыт крымских татар, которые, в общем-то, сумели перебороть "цветной" вирус.
В фильме очень красивая музыка. Хроника "цветных революций" сопровождается очень интересными мелодиями рижского композитора Владимира Барышникова. А в финале, уже после титров есть небольшое музыкальное озорство. Основные мысли и открытия фильма вдруг оказываются пересказаны… рэпом. Это очень креативно и небанально. Автор этого рэпа – музыкант Рей Рижский.
Скоро в Риге
После премьеры я пообщался с одним из авторов фильма Андреем Татарчуком.
"Мы говорим о том, что страны, сделавшие "цветные революции", не стали жить лучше после смены режима, — рассказал Андрей. – Делатели этих "революций" находят идеологические и статистические оправдания для убийств, и людей действительно убивают. Надо понимать, что и "революции" эти делаются не для народа и не для людей. Это – "революции" элит, финансовых спонсоров, доноров и инвесторов".
По словам Татарчука, рижская премьера также состоится. Скорее всего, этим летом. Рижане увидят немного другой вариант фильма – дополненный еще одним интервью.
"Фильм обязательно будет показан, поскольку практически вся первая часть – о Латвии, — сказал Татарчук. — Я предвидел упреки в пропаганде и старался делать так, чтобы фильм ею не являлся. Пропаганда – это голословные обвинения. А у нас есть комментарии официальных лиц, например генерального прокурора Латвии, который вел дела и по перестрелке около здания Рижского МВД в 1991 году, и по факту смерти Юриса Подниекса".
Я не мог не спросить Андрея – не боится ли он снимать фильмы, столь диссонирующие с официально общепринятой точкой зрения. Ведь не секрет, что общественники и даже журналисты в Латвии подвергаются прессингу. Активисту Александру Гапоненко, например, предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса. Правоохранителями задержан Владимир Линдерман – известный журналист.
"Я не боюсь, — говорит Татарчук. — Я не сказал неправды. К тому же я не получал никакого финансирования на этот фильм. Я часто путешествую, всегда беру с собой камеру, микрофон, штатив, прожектор и просто говорю с интересными людьми. В какой-то момент я понял, что некоторые мои интервью можно обобщить. Так и получился этот – никем не заказанный – фильм".