РИГА, 6 апр — Sputnik. Запрет на обслуживание банками Латвии нерезидентов приведет к финансовым потерям в миллиард евро, и закрыть эту "дыру" будет весьма сложно, пишет публицист Юрис Пайдерс в статье для nra.lv.
Профицит платежного баланса Латвии в 2016 году составил 1,9 миллиарда евро, или 7,5% ВВП. Значительная часть положительного баланса была связана с экспортом финансовых услуг. В 2016 году Латвия экспортировала финансовые услуги на 445 миллионов евро, а импорт финансовых услуг составлял всего 165 миллионов евро, указывает Пайдерс.
Он отмечает, что, несмотря на распространенное мнение, главным покупателем финансовых услуг были вовсе не российские компании.
"Из общего объема экспорта финансовых услуг в Латвии в 2016 году обслуживание зарегистрированных в России компаний и банковских счетов российских граждан обеспечило экспорт латвийских финансовых услуг всего на 44 миллиона евро — меньше 10% от общего объема доходов от экспорта финансовых услуг в Латвии", — пишет Пайдерс.
А основная часть финансовых услуг в Латвии предоставлялась британским компаниям и резидентам Великобритании. Значительную часть дохода от экспорта финансовых услуг Латвия получала, обслуживая кипрские, немецкие, швейцарские, американские и эстонские компании и граждан этих стран.
Пайдерс подчеркивает, что мнение, что "все деньги нерезидентов в Латвии связаны только с российскими грязными деньгами", говорит о некомпетентности и элементарном нежелании ознакомиться с данными международной статистики.
"В принципе, можно сделать вывод, что в Латвии фобия России используется для сокрытия передела экономики и бизнеса", — считает аналитик.
Туризм, телекоммуникации и другие сферы
Счета нерезидентов в Латвии связаны не только с экспортом финансовых услуг, но и с другими услугами, отмечает Пайдерс. Обслуживание счетов нерезидентов является одной из причин для экспорта туристических услуг: экспорт деловых и частных туристических услуг в 2016 году составил 783 миллиона евро. Обслуживание счетов нерезидентов является одной из причин экспорта телекоммуникационных услуг (общий объем экспорта 2016 года составил 209 миллионов евро), передачи данных и многих других бизнес-услуг.
"Даже при скромных подсчетах, обслуживание счетов нерезидентов ежегодно дает казне Латвии примерно один миллиард евро. Полное прекращение обслуживания счетов нерезидентов сократит общий объем экспорта товаров и услуг Латвии на 6-8%", — говорится в статье.
Если можно будет увеличить экспорт товаров и услуг в других секторах на сумму, по крайней мере, в миллиард евро, значительно не превышая импорт, тогда полная отмена обслуживания счетов нерезидента не приведет к серьезным последствиям для экономики Латвии. Но если полный отказ от обслуживания счетов нерезидентов не компенсируется в течение года за счет увеличения на 10% всех других экспортных услуг, то это повлечет уменьшение ВВП на 4%, делает вывод аналитик.
"Если в Латвии есть такие сферы народного хозяйства, которые могут спокойно компенсировать потерю дохода от обслуживания счетов нерезидентов, то Латвия может спокойно отказываться и от услуг экспорта вообще. Ну а если такой спасительной отрасли на горизонте нет — затянем пояса потуже или примкнем к тем, кто уже покинул Латвию", — заключил автор.
Напомним, на заседании Совета по развитию финансового сектора 21 марта было принято решение о запрете на обслуживание всех компаний-пустышек в банках Латвии — с весны. Для тех, кто уже является клиентом, будет дан переходный период для закрытия счетов.
Банкам, обслуживающим нерезидентов, придется снизить их долю до примерно 5%. Им дали две недели для того, чтобы представить Комиссии по надзору за рынками финансов и капитала свои новые бизнес-планы работы на будущее.
Принятию этих решений предшествовал скандал с ABLV Bank, который структура американского Минфина FinCen обвинила в отмывании денег и подкупе латвийских чиновников.
Минфин Латвии в конце марта дал разъяснение по поводу того, какие компании попадают под определение "пустышек", от работы с которыми банкам надо будет отказаться. Компанию считают рискованным клиентом, если она соответствуют хотя бы одному из признаков:
— нет связи юридического лица с фактической хозяйственной деятельностью, а также деятельность юридического лица не несет никакой экономической ценности (или несет, но несущественную часть), и клиент не может документами доказать обратное;
— в стране, где зарегистрировано юридическое лицо, нормативные акты не предусматривают подачу финансовых отчетов о деятельности компании;
— в стране, в которой зарегистрировано юридическое лицо, у него нет конкретного места (помещения, офиса), где оно ведет хозяйственную деятельность.
Если компания соответствует первому и второму пунктам, ее предлагают считать "пустышкой".