РИГА, 19 мар — Sputnik. Вещество, которым отравили Сергея Скрипаля и его дочь, невозможно провезти в чемодане, рассказал создатель нервно-паралитического газа А-234 Вил Мирзаянов в эфире радио Baltkom.
Осужденный за госизмену экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль, получивший убежище в Британии после обмена разведчиками между Россией и США в 2010 году, и его дочь Юлия были найдены 4 марта в бессознательном состоянии в Солсбери. По данным британского правительства, их отравили химическим веществом А-234 российского производства.
Как сообщили источники в спецслужбах британским СМИ, вещество, которым отравили Скрипаля, находилось в чемодане его дочери. Отравляющим веществом мог быть пропитан предмет одежды или косметики, который должен был быть распакован только в доме Скрипаля в Солсбери.
"Это просто сказка, что газ можно провезти в чемодане, не навредив при этом здоровью участников рейса. Все пассажиры и экипаж моментально бы отравились этим газом, так как любое химическое вещество испаряется. Во время процесса диффузии происходит рассеивание молекул вещества с большей концентрацией в пространство с меньшей концентрацией этого вещества. Таким образом создается баланс вещества во всем объеме", — рассказал он.
Также создатель газа подчеркнул, что при наличии формулы, сделать А-234 могут только профессиональные химики.
Химик отметил, что, к сожалению, выкрасть образцы полученного газа из лаборатории не представляет сложности, это может сделать любой, кто имеет доступ в лабораторию.
"Эта опасность существует, потому что контроль над расходом химических веществ ведется по весу. Скажем, если в лаборатории взять 10 граммов вещества, злоумышленник может взять 5 граммов и перенести их в свою ампулу, а недостающие 5 граммов дополнить совершенно нейтральным химическим веществом. Тогда вес будет совпадать и если придет проверка, то никаких вопросов не возникнет. Эта лазейка всегда существовала и сейчас, наверное, существует", — объяснил химик.
Неквалифицированная работа
Такую же точку зрения ранее высказал бывший член комиссии по биологическому оружию ООН, военный эксперт Игорь Никулин агентству РИА Новости.
"Я думаю, что это маловероятно, потому что это вещество, в отличие от того же газа "Зарин", трудно применить незаметно. Оно обладает резким и неприятным запахом. "Зарин" без цвета, без запаха, его можно применить незаметно, а вот это вещество незаметно применить нельзя", — сказал Никулин.
"Поэтому, кто бы это ни сделал, он выполнил неквалифицированную работу, подвергнув риску большое количество непричастных людей. Это не похоже на действия спецслужб", — констатировал эксперт.
"Если Британия намерена добиваться истины в этом деле, то она должна привлечь российских специалистов, представить какие-то доказательства, например контейнер, в котором находился газ, а такие утверждения (какие сделала премьер Тереза Мэй) — они вызывают удивление", — заключил Никулин.