В этом году полиция официально заявила о 1500 участниках, по мнению очевидцев — пришло не более шестисот человек, еще столько же было зрителей. За порядком следили 300 полицейских, а освещали событие около ста журналистов. Власти как следует подготовились к обеспечению порядка, пресса — к репортажам с шествия, но вот публика… публика не пришла.
Под присмотром полиции
Подготовка властей была в этом году как всегда на уровне. Ни одно событие не вызывает столько громких протестов, как 16 марта, неофициальный день памяти латвийских легионеров. В этот день громких задержаний всегда достаточно, вероятно именно поэтому полиции было много.
Двое задержанных
В этом году на мероприятии было задержано два человека. Один — сильно подвыпивший, второй — за громкие крики. Последний был иностранным гражданином, держащим плакат с фотографией, на которой фашисты расстреливают евреев с надписью "Борцы за свободу на рабочем месте". Пока он стоял молча, полиция его не трогала его. Однако, после того, как он стал выкрикивать в сторону идущих к памятнику почитателей легионеров обличающие фашизм фразы, полиция его немедленно скрутила и повела сквозь толпу к полицейскому бусику. Иностранец сопротивлялся и кричал, что он европейский гражданин и имеет право высказать свое мнение. Но для полицейских это не было аргументом.
Кто пришел на марш легионеров
В прошлые годы в толпе, чествующей легионеров, часто попадались люди с плакатами, осуждающими Сталина и Гитлера и проводящими параллели между Советским Союзом и нацисткой Германией. Мол, и те, и другие — оккупанты, и те, и другие — фашисты. В этом году плакаты были более корректны в историческом смысле и только на латышском языке. Надписи на них гласили "Нет нацизму, Нет коммунизму, Нет оккупационной власти, Да свободной Латвии!"
Средний возраст участников шествия — 50 лет и старше. Молодежи было немного — всего несколько десятков человек с латышскими флагами. Приняли участие в марше и около десятка семей с детьми.
16 марта медленно, но уверено превращается в эрзац дату, типа 8 мая. В этот официальный день победы над фашизмом, на церемонию на братском кладбище приходят политики и работники посольств, но латвийского народа на братском кладбище практически нет. 16 марта вспомнить легионеров к памятнику Свободы люди все еще приходят. Но с каждым годом – все меньше. Вчера их было всего вдве больше, чем полицейских. Через несколько лет их число сравняется. А потом, надеюсь, и вовсе станет полностью незаметным.