РИГА, 16 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. В Старой Риге снова состоялось позорное "коричневое" шествие, посмотреть которое на этот раз приехало, кажется, рекордное число иностранных журналистов.
Еще бы, ведь где еще в Европе, кроме как в Латвии, Литве и Эстонии, увидишь, как при поддержке официальных властей, депутатов парламента и министров, возрождается нацизм.
И "картинку из Латвии" в Европе покажут явно однозначную: свастики на коротких куртках, бритые затылки (эдакие скинхеды на латышский манер с "легионерским контекстом"), армейские полевые пилотки армии Третьего рейха (старые дедовские и реконструкции XXI века) и руки, которые характерно вскидывали в гитлеровском приветствии.
Все это видели и журналисты из разных стран, и антифашисты, устроившие пикет возле памятника Свободы – назло Рижской думе и Нилу Ушакову, который чуть ли не лично распорядился, чтобы оппоненты неонацистов не появлялись во время марша латышских легионеров Waffen SS.
Но увы, ни свастики на рукавах, ни нацистских приветствий не замечали ни полицейские, ни представители столичного муниципалитета – и не мешали отмечать 16 марта.
В шествии от церкви Святого Иоанна к Милде (памятнику Свободы) снова приняли участие около полутора тысяч человек.
И что самое удручающее, на что обратили внимание очень многие: престарелых эсэсовцев становится по объективной причине все меньше (мрут ветераны гитлеровской армии), зато им на смену выходит 16 марта огромное количество молодых.
"Вставай, латышский солдат, против красной чумы!"
Представители Национального объединения, Латышского национального фронта во главе с небезызвестным Айварсом Гардой (он-то 16 марта возлагал цветы к Милде уже тогда, когда Райвис Дзинтарс и Имантс Парадниекс еще под стол пешком ходили) и Латвийской организации айзсаргов сделали свое "коричневое дело": воспитали множество молодых, считающих 16 марта праздничным днем.
Около Милды аллею флагов сделали чуть ли не школьники — и вместе с молоденькими девушками в венках и с горящими нездоровым патриотизмом глазами встречали марширующих. Еще эти девочки пели патриотические частушки "с латышскими девчатами русский сапог танцевать не будет…"
Но встречали марширующих и представители Латвийского антинацистского комитета, а также партии "Русский союз Латвии". Участники пикета молча развернули плакаты, на которых по-русски и на английском было написано коротко: "Они сражались за Адольфа Гитлера". И это заметили почти все, а главное – иностранные журналисты.
Ведь последним во время шествия представители того же Национального объединения объясняли превратности судьбы: мол, пришлось патриотам Латвии надеть чужую форму, чтобы прогнать со своей земли проклятых коммунистов, а потом герои верили будто очистят свою землю и от гитлеровцев.
Как раз в преддверии шествия 16 марта в националистической газете Latvijas Avīze вышла не статья, но гимн "героям": "В составе чужой армии, надев чужие мундиры, но с солнцем Латвии в сердце. Легионеры верили, что они вышвырнут коммунистов из Латвии и после этого будет восстановлено латвийское государство. Четче всего настроения легионеров передает их песня: "Красно-белый красный стяг / Живых и павших собирай / Против красной чумы / Вставай, латышский солдат". Над Латвией взошло солнце коммунизма, такое же холодное и недоброе, как полярная ночь. Латвийское солнце продолжало светить, глубоко спрятанное в сердцах легионеров. Оно согревало их облитые слезами души, когда советская власть обливала их родственников холодной грязью…"
Действительно, аж плакать хочется.
Запрещенные Рижской думой
И ведь что самое печальное — такие вот взгляды теперь разделяют и в руководстве Рижской думы, где "русский мэр" Нил Ушаков который год подряд разрешает маршировать латышским националистам (хотя это осуждает почти вся Европа!), при этом антифашистам – запрещает проводить акцию одновременно с шествием легионеров у памятника Свободы.
"И тем не менее, несмотря на запрет Ушакова, пикет состоялся. И он был законным. Мы воспользовались статьей 12, часть 2 "Закона о митингах" — "о разрешенных не объявленных заранее пикетах". Слава богу, латвийский закон пока еще разрешает индивидуальное выражение собственного мнения. В свое время на принятие такого закона повлияли наши депутаты. Каждый из нас сегодня стоял со своим плакатом, на котором был указан клинический факт "из жизни легионеров" — они ведь сражались именно на стороне Гитлера. Увы, этого, видимо, не знает и мэр Риги Ушаков, который всегда разрешает такие шествия", — говорит Sputnik Латвия сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев.
Хотя Нил Ушаков и запретил представителям "Согласия" как-либо выражать свое мнение 16 марта на стороне антифашистов, тем не менее нашлись в партии и те, кто не смог оставаться в стороне.
Например, вышел с плакатом лидер общественной организации "Северный поток" Олег Сысолятин, который сказал Sputnik Латвия: "В Лестене под Тукумсом есть эсэсовские захоронения. Почему 16 марта еще живые легионеры и их поклонники не могут собираться там и тихо возлагать цветы, отдавая дань память павшим, а должны шествовать по улицам моей Риги к памятнику Свободы, который я тоже считаю своим? И если бы эсэсовцы собирались только в Лестене, то и шумихи вокруг 16 марта не было бы. Однако латышские политики используют эту дату в своих целях, что, в общем-то, понятно".
"Псы" лаяли на антифашистов
"Мне кажется, сегодня шествовало меньше людей, чем раньше, но ужасно то, что было огромное число молодых — и даже школьников. Интересно, они знают, что 16 марта дивизии латышских легионеров объединились не для того, чтобы идти в родную Латвию и "гнать коммунистов", а чтобы двигаться в направлении Ленинграда — помешать советской армии прорывать блокаду?" — заявила лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок.
"Латышские легионеры (среди которых было полно карателей, уничтожавших мирных жителей и в Латвии, и в Белоруссии) тогда сражались за то, чтобы как можно больше людей умерли от голода в городе, окруженном гитлеровцами. Действительно, это "верх патриотизма"! И отвратительно, что сегодня покой молодых последователей этих "патриотов" охраняют полицейские, готовые, видимо, спустить собак на тех, кто выражает иное мнение. Весьма характерная картина XXI века: Латвия, памятник Свободы — и псы, охраняющие "покой демократии", — подчеркнула Жданок.
В целом "торжества" 16 марта в Риге прошли без эксцессов, если не считать одного задержанного иностранца (кто он — пока загадка). Во время шествия он поднял плакат, на котором была черно-белая фотография — нацисты, расстреливающие, судя по всему, узников гетто, и надпись на русском и английском: "Борцы за свободу на рабочем месте". Полицейские его скрутили, причем предельно жестко, а потом дотащили сопротивляющегося до машины и куда-то увезли.
Понятно, почему около памятника Свободы в этот день обошлось без происшествий, ведь покой легионеров и молодых наци охраняли под тысячу полицейских всех мастей, а Милду окружили двойным ограждением, за которым лаяли собаки без намордников.
Последнее, в общем-то, неудивительно, ведь глава грозной спецслужбы Полиции безопасности Нормундс Межвиетс всех предупредил через СМИ: "провокации" могут устраивать представители Кремля — накануне выборов президента России. Но, видимо, мифические "кремлевские провокаторы" не стали 16 марта покидать пределов Москвы — и эсэсовцам не мешали.