РИГА, 16 мар — Sputnik. Латвийская железная дорога оказалась в аутсайдерах по грузоперевозкам в январе-феврале этого года. Железнодорожные компании соседних Литвы и Эстонии, в отличие от Латвии, показали рост, свидетельствует статистика, предоставленная Eesti Raudtee и Lietuvos gelezinkeliai.
Эстония
За два первых месяца этого года инфраструктура Eesti Raudtee обслужила 2,48 миллиона тонн грузов, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщается на сайте компании.
"Первые месяцы года начались для нас с роста, который поддерживают транзитные перевозки", — сказал председатель правления Eesti Raudtee Эрик Лайдвеэ.
Транзитные перевозки составили 1,67 миллиона тонн, это на 22,4% превышает показатель 2017 года за тот же период. Объем контейнерных перевозок вырос за последние два месяца на 23%.
Поездами местных линий в инфраструктуре Eesti Raudtee воспользовались 1,2 миллиона человек — на 9% больше, чем за два первых месяца 2017 года. Международным пассажирским сообщением в январе-феврале воспользовались 18 тысяч 900 человек, что на 8,5% больше, чем в январе-феврале прошлого года.
Литва
За два первых месяца этого года государственная железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai увеличила грузопоток на 10%, а выручка компании выросла на 0,4% — до 69,6 миллиона евро, сообщил перевозчик на своем сайте.
В январе-феврале Lietuvos gelezinkeliai перевезла 8,6 миллиона тонн грузов. Объем грузов, следовавших через Литву транзитом, вырос на 17,4%, а объем грузов, импортированных в страну, – на 17,3%. Местные грузоперевозки за два месяца выросли на 0,4%.
Больше всего в структуре транзитных перевозок увеличилась доля нефти и нефтепродуктов – на 32%, а также угля – на 27,5% и черных металлов – на 35,3%.
Импорт вырос за счет увеличения перевозок в Клайпедский порт (нефть и нефтепродукты, калийные удобрения и другие товары).
Основную часть удобрений и нефтепродуктов, которые перевозятся по Литовским железным дорогам и переваливаются в Клайпеде, поставляет Беларусь. И перенаправить эти потоки в сторону российских или латвийских портов не удалось.
В случае с российскими портами скидка РЖД нивелирует разницу в железнодорожных тарифах, но есть проблема большей дальности перевозки и более высоких, по сравнению с портами Балтии, тарифов на перевалку в Усть-Луге.
Латвийские же порты не могут перетянуть грузопотоки из Беларуси из-за высоких тарифов Латвийской железной дороги, считает глава "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" (BATL) Инга Антане. С 2018 года плату за пользование железнодорожной инфраструктурой, включая грузоперевозки, повысилась на 7%. По словам Антане, повышение тарифов делает Латвию абсолютно неконкурентоспособной в борьбе за транзитные грузы — хоть из России, хоть из Китая и Беларуси. В пример она привела Литву, где плата за инфраструктуру вдвое ниже латвийской, что позволяет Клайпедскому порту не только сохранять прежнюю базу клиентов, но и привлекать новые грузы.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что за два месяца текущего года объем грузовых железнодорожных перевозок в Латвии сократился на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 7,822 миллиона тонн. Объем транзитных грузов в международных перевозках составил 7,058 миллиона тонн (-15,9%), объем импортных грузов — 492,1 тысячи тонн (-17,4%), экспортных грузов — 50,2 тысячи тонн (-29,7%).