РИГА, 11 мар — Sputnik, Симона Алексеева. После выхода на экраны спортивной драмы "Движение вверх" о победе советской сборной по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году, у актера Кирилла Зайцева, который сыграл в фильме игрока сборной СССР, произошел взлет в карьере.
Выпускник латвийской Академии культуры, отыгравший три сезона в труппе Рижского русского театра имени Чехова, переехал жить и работать в Москву и теперь бывает на родной сцене только в качестве приглашенного артиста.
Актер рассказал, какие роли стали для него знаковыми в России и по каким латвийским реалиям он больше всего скучает.
Движение вверх
- Кирилл, как из актера Рижского русского театра ты превратился в востребованного на территории России киноактера?
- Я родом из России, вырос в Волгограде и стал моряком в Санкт-Петербурге, закончив Государственную мореходную академию. Но актером стал именно в Риге, где оказался волею судьбы.
Рижский русский театр имени Чехова помогал мне оплачивать обучение в Латвийской академии культуры. Контракт, по которому я обязался по окончании вуза три года отработать в труппе, уже закончился. Теперь мы заключили новый, и я прилетаю из России на спектакль "Княжна Мэри" и на другие спектакли уже как приглашенный артист.
В этом сезоне у меня напряженный график. Я постоянно живу в России, но раз в месяц прилетаю на неделю в Ригу играть в театре.
- Огромный успех спортивной саги "Движение вверх", после которой ты проснулся знаменитым, сильно изменил привычный уклад жизни?
- Когда фильм наконец вышел на экраны, я уже вовсю был вовлечен в новые проекты. Съемки "Движения вверх" прошли в 2016 году. Но это не как в театре, где ты сразу чувствуешь отклик зрителя. За то время, пока фильм готовился к премьере, я успел поучаствовать в трех масштабных проектах: полнометражном фильме "Гоголь" и сериалах "Троцкий" и "Коп" — последний в апреле покажут по Первому каналу.
С конца января я играю в Москве в Губернском театре, куда Сергей Безруков пригласил меня на роль царя Николая I в постановку "Пушкин". А еще я снялся в фильме "На Париж" о приключения русских танкистов в 1945 году. Будут и другие проекты с моим участием, но не хочу о них преждевременно говорить.
Русский, английский, китайский
- Чем запомнилась работа для сериала "Коп"?
— Его продюсерами выступили Александр Цекало и Константин Эрнст. В детективном сериале, где всего восемь серий, я играю главную роль — американского полицейского Джона МакКензи, приезжающего в Москву в Следственный комитет по обмену опытом с российскими коллегами.
Напарницей копа становится русская девушка Василиса в исполнении актрисы Анны Снаткиной. В каждой серии Джон и Василиса раскрывают новое преступление, параллельно решая свои внутренние проблемы на фоне столкновения двух разных культур.
То есть изначально реплики героя были составлены на английском, с которого Дэниел перевел его на свой несовершенный русский, а потом я адаптировал, пытаясь сохранить смысл.
Текст — это одно, а вот менталитет, образ мышления — совсем другое. Трудно ли было вдруг превратиться в американца?
Это было скорее не трудно, а интересно!
В свое время, еще моряком, работая на нефтяном танкере между Бостоном и Сент-Джонсом, я успел как следует погрузиться в американскую культуру. Каждое утро я начинал с просмотра американских новостей, изучал манеру говорить и общаться на примере многочисленных телепрограмм. Этот опыт мне сейчас очень пригодился.
Высокие достижения
- Кто из уже сыгранных в российском кино и сериалах персонажей ближе тебе по духу?
— Мне хотелось как-то подтянуться до уровня иконы баскетбола Сергея Белова из "Движения вверх". Все жаловались на его непростой характер. Но профессионал такого уровня, выкладывавшийся на все сто на баскетбольной площадке, вряд ли мог остаться легким в общении человеком.
В книге Белова, по которой и был снят фильм "Движение вверх", баскетболист писал, что мог бы рассказать, как в свободное время берет в руки томик Бунина, но на самом деле это не так, поскольку если хочешь добиться высоких спортивных достижений, то времени больше ни на что не остается. Одержимые люди посвящают себя делу целиком.
Эта книга открыла огромный простор для размышлений. Я понимал, что творилось в голове главного героя. И все свое свободное время, как и он, проводил на баскетбольной площадке. Мне повезло, что этот проект делала студия Михалкова. Для меня были созданы суперусловия, так как я жил рядом со стадионом "Динамо" и мог тренироваться на площадке, сколько хотел.
- Консультантом в фильме выступал сын спортсмена Александр Белов. Как он оценил твою работу, насколько ты правдоподобно исполнил роль его отца?
- Саша похож на отца — он не особо эмоциональный человек. Если его что-то не устраивает, то сразу говорит об этом в лоб, а вот комплиментами не сыплет.
После просмотра одной отснятой сцены он сказал, что я "сыграл нормально" — это была максимальная похвала. Продолжившему дело отца Александру, который, правда, уже отошел от тренерской практики, фильм понравился. Даже баскетболист не видит площадку так, какой она предстала на большом экране благодаря блестящей работе оператора Игоря Гринякина. Он разъезжал по площадке на роликах, в шлеме и снимал "пауком" с шестью камерами. Получилось круто и зрелищно.
Как жить русским в Латвии
- Ты много путешествовал и до начала актерской карьеры, когда был моряком. Кем ты себя чувствуешь в результате всех этих перемещений по миру — русским, немного латвийцем или вообще человеком мира?
— Русским. Хотя Латвия тоже успела стать мне очень близкой. Рижский русский театр имени Чехова был мне необходим для профессионального роста.
В России меня то и дело спрашивают о том, как чувствуют себя русские в Латвии. Я считаю, что тем, у кого есть работа, везде хорошо.
Очень дорожу спектаклем "Княжна Мэри" — роль Печорина помогает мне поддерживать отличную актерскую форму. Пользуясь случаем, хочу всех пригласить в Рижский русский театр, чтобы не вышло, как в поговорке — что имеем не храним, потерявши, плачем.
Не все знают, что костяк труппы составляют выпускники курса российских режиссеров Игоря Коняева и Елены Черной. На некоторых театральных постановках в Москве я часто отмечаю, что наш театр ничем не хуже.
- По Латвии скучаешь?
Рига — один из лучших городов мира. Компактный, с хорошей экологией, рядом море и лес. В Латвии приятный климат и ярко выраженные четыре времени года.
Мои любимые места — пляж и пекарня в Саулкрасты и "Морские ворота" — маяки на Мангальсале и в Болдерае. Приезжаю туда, постою немного, и тоска по морю проходит. Ну а из каждой поездки в Ригу непременно привожу московским друзьям "Черный рижский бальзам".
- Как добиться успеха в Москве?
- Когда премьера следующего художественного фильма с твоим участием?
- Мюзикл с элементами роад-муви "На Париж" — о приключениях четырех русских танкистов, решивших отпраздновать победу в 1945 году в столице Франции, выходит 9 мая. В главных ролях заняты Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий, Евгений Стычкин и харизматичный артист Торнике Квитатиани, известный по проекту "Голос".
Согласно сюжету, мы садимся в генеральский "мерседес" и отправляемся в самоволку в Париж. Все актеры в фильме поют, сценарий написал Станислав Говорухин.
Не хочу спойлерить раньше времени, скажу лишь, что мой герой принимает решения, близкие также и лично мне самому. Победа и друзья — это хорошо, но надо двигаться дальше и ни в коем случае нельзя предавать свою любовь.