РИГА, 20 фев — Sputnik. Петербург, вопреки ожиданиям, не смог получить от увеличения потока китайских туристов большой экономической выгоды. Причина – обслуживанием гостей из Поднебесной занимается множество теневых компаний, нелегальных гидов, которые не платят налогов, а возят туристов автобусные компании из стран Балтии, пишет "Российская газета".
В настоящее время 80% всего турпотока китайских туристов в Россию идет по так называемым спискам, то есть на основе межправительственного соглашения. Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках было подписано правительствами РФ и КНР в феврале 2000 года. Согласно ему туристы из Китая и России могут посещать страны без оформления визы в составе организованной туристской группы от пяти до 50 человек на срок до 15 суток. В новой редакции этого соглашения стороны планируют уменьшить минимальное число человек в группе до трех, сроки пребывания — увеличить до 21 суток.
Официально тратят 12 тысяч, по факту — 150
В прошлом году Петербург принял более миллиона туристов из КНР, однако город не смог получить от этого экономической выгоды. По оценкам комитета по туризму Санкт-Петербурга, доходы от путешественника из Китая оказались на 40% ниже, чем от туриста из ЕС. Согласно расчетам Лаборатории изучения китайского туризма, официально турист из КНР тратит в Северной столице 10-12 тысяч рублей, а по факту — 100-150 тысяч.
По данным газеты, большую часть услуг китайские туристы получают у нелегальных игроков.
"Их возят по городу не транспортные компании, а частные владельцы автобусов, которые не платят никаких налогов, их обслуживают в кафе и рассчитывают без чеков, их заводят в сувенирные магазины "для своих" и продают товары в обход законодательства о торговле", — говорится в статье.
Косвенно это подтверждает и председатель комиссии по развитию и поддержке въездного туризма Общественного совета при Ростуризме Иван Введенский. По его словам, китайцы — пока еще неискушенные туристы, для многих поездка в Россию становится первым зарубежным выездом, поэтому они часто становятся жертвами мошенников или недобросовестных гидов.
Не способствуют легальному бизнесу и некоторые российские нормативы, считают эксперты.
Уже сейчас российские внутренние рейсы в регионах Северо-Западного федерального округа охотно обслуживают автобусные компании из Латвии или Эстонии. Им выгоднее регулярно пересекать границу, платить повышенные налоги в ЕС, чем выполнять требования, предъявляемые к российским перевозчикам, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Николай Абросимов.
Нелегальных гидов побороли, остались кафе
Петербургские чиновники о проблеме теневого обслуживания китайских туристов знают, но бороться с такими схемами довольно сложно и удается не во всех сегментах. По словам председателя комитета по туризму Санкт-Петербурга Андрея Мушкарева, более или менее налажена борьба с нелегальными гидами. Из сотрудников МВД и работников петербургской ассоциации гидов-переводчиков создана рабочая группа, которая стала выходить на рейды по выявлению нелегальных гидов.
"Заведено несколько десятков административных дел. И надо сказать, эта работа принесла успех. Количество нелегальных китайских гидов значительно сократилось", — рассказал Мушкарев.
Еще одна проблема для властей Петербурга – нелегальные кафе, которые обслуживают туристов. Формально они не нарушают законов, используя различные лазейки. По бумагам они проходят как организации, не являющиеся туристическими. А по факту такие учреждения принимают туристов и собирают с них деньги. Узнают о таких заведениях разве что на конференциях или отраслевых выставках, где коллеги из Китая рассказывают о случаях отравления туристов.
Петербургские власти и представители рынка согласны, что необходимо менять правила, развивать координацию и усиливать контроль. В ассоциации "Мир без границ", объединяющей компании, работающие с китайскими туристами, считают, что совершенствовать нужно в том числе российское законодательство о туризме, в котором пока прописаны нюансы, касающиеся выездного туризма и слабо затронуты вопросы въездного. Сейчас предложения ассоциации рассматривают в федеральном агентстве по туризму.