Большинство в качестве подтверждения тезиса о несостоявшемся государстве приводят тот аргумент, что страну покинуло порядка 300 тысяч человек, не говоря уже о смертности, которая у нас пока побеждает рождаемость.
Но мне такое доказательство кажется не совсем корректным. Не учитывается наследие прошлого. Все мы, проживающие в Латвии, несем на себе отпечаток полувекового тоталитаризма, при котором не пускали за границу, даже дети. Это как проклятие до седьмого колена. Поэтому и уезжает любопытное и несознательное население в погоне за длинным евро, наплевав на патриотизм.
Но вот как относятся к нашему государству неиспорченные советской властью чужеземцы? Меня, как и многих, конечно, обидели так называемые беженцы, что убегают от ужасов войны на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Потому что, едва добежав до Латвии, они тут же умчались дальше, как болиды "Формулы-1", остановившиеся на минутку заменить покрышки и дозаправиться. Неужели наши ужасы ужаснее их кошмаров войны, голода и насилия?
Заместитель председателя Латвийской ассоциации свободных профсоюзов Ирена Лиепиня по этому поводу забила тревогу: опасность привлечения гастарбайтеров в том, что местные специалисты снимутся со своих мест и совершат перелет в западные страны. Но и приглашенные гастарбайтеры, поработав какое-то время у нас, смекнут, что на Западе платят больше, и последуют их примеру.
Правда, быть может, им станет жалко покидать страну, так как к этому времени они будут вынуждены выучить латышский государственный язык. Но многих и это не останавливает. Глава Латвийской ассоциации врачей Петерис Апинис авторитетно заявил, что некоторые коллеги из стран СНГ уже приезжают в Латвию, чтобы потом уехать на работу в Англию. И даже латышский язык для них не является преградой, они им овладевают и едут дальше.
Да что там продолжать. Мы — не страна-неудачник, мы — страна-трамплин! Страна завтрашнего дня!
Неслучайно, думается, что и наши союзники по ЕС и НАТО рассматривают Латвию как страну-полигон. Во-первых, шлют на наш прилавок товары сомнительного качества — и наблюдают: ну как, съедобно ли? Не мрут ли? Во-вторых, размещают здесь свое оружие, военных и инфраструктуру. Сначала, если что, можно потренироваться на здешней территории. А потом, если повезет, на территории условного противника. А если не повезет — тогда уже на своей, ближе к родным Биг-Бенам.
Но в любом случае стране всего каких-то 27 лет. А если верить концепции о непрерывности Латвийской Республики, то все 100. Неудивительно, что страна наша — учебная и экспериментальная. И в год юбилея хочется пожелать всем нам, чтобы она скорее превратилась в страну всамделишную, "страну не понарошку". С наступающим!