Если у кого-то еще оставались иллюзии относительно программы электронного здоровья в Латвии, то теперь придется смириться с тем, что и они приказали долго жить.
Во всем этом безобразии и конфузе, почти парализовавшем систему здравоохранения, удивителен факт полной безответственности и безрукости некоторых высокопоставленных товарищей. Хотя и к этому все уже привыкли, натренировались не удивляться еще на "Электронной школе". Но тут проблема другая — результаты некачественного обучения могут проявиться не сразу, а со здоровьем шутки плохи.
Но больше всего удивил тот факт, что представители власти и СМИ не стали сразу бить тревогу: караул, пророссийские хакеры нанесли удар по почкам и печени латвийской системы здравоохранения! Ведь никто уже не стесняется утверждать, что русские хакеры даже президентов США назначают в свободное от работы время.
Но не следует исключать и сценарий, что за этой атакой могут стоять силы, желающие выставить Латвию государством-неудачником. Так о каких же силах идет речь?
Где искать неведомые силы
Говоря о возможном иностранном влиянии, заместитель начальника Полиции безопасности (ПБ) Интс Улманис не стал скрывать, что со стороны России Латвии грозят наибольшие риски вмешательства. Однако пока сигналов о вмешательстве извне, по его словам, нет. Тем не менее это не помешало Улманису повторить тезис спикера Сейма Инары Мурниеце о том, что Россия наверняка вмешается в ход предстоящих парламентских выборов.
"Мы на своей шкуре еще не ощутили, да и нет у нас информации, которая бы свидетельствовала, что иностранное государство могло бы вмешаться в латвийскую систему выборов. Но, я думаю, мы будем к этому готовы", — на всякий случай сказал глава ПБ.
Улманис знал о чем говорит, ведь полиция безопасности провела огромную работу, прикрыв тылы в самых уязвимых местах публичного доступа к интернету — в библиотеках. Библиотекарши теперь должны распознать потенциальных террористов, а возможно, и русских шпионов, и уметь нейтрализовать их с помощью секретных приемов джиу-джитсу, чтобы задержать до приезда полиции.
Как пишет заместитель редактора газеты Neatkarīgā Юрис Пайдерс, в Латвии уже появляются "военные эксперты", требующие задействовать пятую статью договора НАТО в случае кибератаки, согласно которой нападение на одну страну альянса будет рассматриваться как нападение на все государства альянса.
Хорошо только то, что до полномасштабных военных действий против иностранного агрессора с привлечением союзников в Латвии пока не дошло ни в интернете, ни в реальной жизни.
Гражданская война в киберпространстве
Однако можно с полной ответственностью заявить: в латвийском сегменте сети уже давно заметны признаки гражданской войны.
Обмен мнениями между латышскими и русскоязычными пользователями в комментариях на информационных порталах не следует принимать всерьез. Они напоминают перестрелку засевших в окопах противников, контуженных тяжелой артиллерией и информационными бомбардировками.
Но вот некоторые инициативы по сбору подписей уже вполне могут быть отнесены к кибервойне между латышами и русскими. К примерам такого рода войн можно отнести сбор подписей под требованием снести памятник Освободителям а Пардаугаве или призыв искоренить билингвальное образование.
И если на улицах раскола общества не видно, то в интернете его сложно не заметить. А самым ярким боевым эпизодом и, что называется, прецедентом для Латвии стала битва в Google Play Store за небезызвестное приложение для мобильных телефонов Valodas draugs ("Друг языка"), презентованное недавно Центром госязыка.
Сразу после того, как блюстители государственности представили общественности свою систему, позволяющую оперативно жаловаться на случаи неуважения к языку или, наоборот, хвалить дружественные к нему компании и организации, в интернете стали призывать блокировать приложение, жалуясь на него в Google.
Тут же в интернете прошла призывная кампания патриотов и друзей государственного языка. Не обошлось и без политических комиссаров. На священную войну своих соратников и потенциальный электорат призвало Национальное объединение в лице Парламентского секретаря министерства юстиции Яниса Иесалниекса, который призвал жителей Латвии противостоять "организованной в России" кампании против "Друга языка".
"В российских СМИ организована кампания, в ходе которой призывают ставить приложению 1 балл. Можем ли мы дать отпор троллям Кремля, поставив объективную оценку мобильному приложению Центра госязыка "Друг языка?" — вопрошает Иесалниекс.
В латышских соцсетях была организована настоящая контратака. Патриоты языка должны были зайти на Google Play Store, скачать приложение и поставить ему оценку 5. В то время как задача виртуального русскоязычного противника — наставить приложению как можно больше колов.
Борьба идет с переменным успехом. Если поначалу средний балл приложения был чуть выше плинтуса — 1,3, то стараниями защитников языковой крепости уже через день оценка выросла до 2,2 балла из пяти возможных. Через четыре дня этот балл остановился на отметке 1,9. В пятницу вечером второго февраля у приложения была твердая двоечка. При этом пятерку ему поставили 284 пользователя, а единицу — 872.
В любом случае, пускай лучше войны, в том числе и гражданские, ведутся исключительно в киберпространстве. Здесь не бывает оторванных рук и ног, родные не оплакивают убитых. Голова? Да, голова, конечно, страдает. Но, как показывает новейшая история, это не самая важная часть тела.
Неожиданное продолжение
Опасность пришла откуда не ждали — из Норвегии. Как бдительный друг языка, автор должен сообщить, что в соцсетях стремительно распространяется фотография, снятая в одном из детских садов Норвегии.
Дело в том, что в этой стране все больше и больше детей из Латвии и других стран Восточной Европы. И администрация одного из детских садов решила помочь себе и воспитанникам, создав небольшой плакат-шпаргалку, с указанием тех или иных слов на норвежском, латышском и польском.
Забавно в этом только одно — в графе "латышский" все слова написаны транслитом по-русски: privjet, poka, spasibo, kak dila и так далее.
И тут комментаторы также разделились. Одни потешаются над ситуацией. А защитники латышского языка за границей сокрушаются, что за почти 30 лет независимости Латвия все еще не смогла объяснить миру, какой язык действительно является ее родным, одним-единственным, государственным, национальным.