РИГА, 1 фев — Sputnik. Десять дней назад суд признал московского врача Елену Мисюрину виновной в смерти пациента и приговорил к двум годам лишения свободы. Приговор вызвал широкий резонанс в медицинской среде, среди общественников и во власти. В среду, 31 января, прокуратура попросила об отмене приговора.
Дело доктора Мисюриной
Врача-гематолога, кандидата медицинских наук, главу гематологической службы московской Городской клинической больницы №52 Елену Мисюрину осудили по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть" и заключили под стражу прямо в зале суда.
Как сообщил в открытом письме муж Елены Андрей, летом 2013 года Мисюрина в диагностических целях провела пациенту трепанобиопсию. Процедура заключалась в заборе небольшого столбика содержащей костный мозг ткани из заднего гребня подвздошной кости. Мужчина страдал злокачественным новообразованием крови — миелофиброзом, процедура была необходима для уточнения диагноза и определения тактики лечения. Заболеванию сопутствовали два тяжелых расстройства — рак предстательной железы и несахарный диабет (наследственная патология).
Мисюрина провела процедуру с соблюдением всех необходимых условий, при помощи опытной медсестры. Больной перенес трепанобиопсию хорошо, пробыл в клинике еще не менее получаса, выходил курить, беседовал с персоналом, уехал за рулем автомобиля. Вечером того же дня мужчина с диагнозом "острый аппендицит" оказался в другом медицинском учреждении, где позднее был прооперирован. По данным следствия, смерть пациента наступила после операции в результате геморрагического шока и полиорганной недостаточности.
Осенью 2013 года Мисюриной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть. Следствие, основываясь на заключении судебно-медицинской экспертизы, пришло к выводу, что причиной смерти мужчины стала неверно проведенная процедура — якобы Мисюрина во время трепанобиопсии повредила сосуд.
Следствие шло четыре года. За это время Елена Мисюрина на базе 52-й горбольницы организовала одну из лучших в стране и Москве гематологических служб и единственное в России отделение трансплантации костного мозга для взрослых городского значения. На заседание суда 22 января в ожидании оправдательного приговора врач пришла без вещей. Хотя прокурор требовал условного срока, судья Никиточкина приговорила медика к двум годам колонии общего режима. На Мисюрину надели наручники и отправили в единственный в Москве женский следственный изолятор.
Свободу врачу
Резонансный приговор всколыхнул врачебное сообщество в России. Более 600 медиков обратились в президентский Совет по правам человека с просьбой принять участие в деле Мисюриной. Врачи также создали петицию с требованием пересмотреть дело. За неделю обращение подписали почти 80 тысяч человек.
Суд не учел объективного факта того, что наиболее вероятной причиной данной патологии должно считаться осложнение основного заболевания пациента — онкологический процесс. На фоне онкологического заболевания спонтанные кровоизлияния, подобные произошедшему в данном случае, являются наиболее частой причиной смерти больных. Следовательно, именно осложнение онкологического заболевания следует считать единственной причиной смерти и в данном случае.
Версия о причинно-следственной связи проведенного за несколько дней до смерти пациента диагностического мероприятия является абсолютно надуманной и неподтвержденной доказательствами экспертизы. Медицинское сообщество российских врачей и медработников, сообщество пациентов считает приговор, вынесенной доктору Мисюриной Е.Н., неправовым", — говорится в тексте петиции.
"Извините, так велено"
"Я была с прической, нарядная, никаких вещей с собой, а потом я слышу: два года реального срока, — и на меня надевают наручники", — приводит слова Мисюриной портал "Медицинская Россия".
Врач отметила, что случившееся оказалось за гранью ее понимания.
"Когда прокурор на суде говорил, что академик (РАН, гематолог Андрей) Воробьев, который выступал в мою защиту, в слабом уме, когда проигнорировали главного гематолога Минобороны (Олега) Рукавицына, когда говорили, что все эксперты с мировым именем, которые были на моей стороне, пришли меня выгородить — мне казалось, это абсурд", — говорит Мисюрина.
По ее словам, в основу приговора легли показания патологоанатома, проводившего вскрытие с нарушениями, при этом у специалиста не было трудового договора с лечебным учреждением.
"Как мог тот патологоанатом дать заключение на первый день пребывания пациента в клинике — он что, уже тогда его вскрыл?— отмечает Мисюрина. — Смотрите, человек с ранением не смог бы полтора дня ходить, водить машину. Если бы было ранение, то из артерии кровь за 20 минут бы вытекла, он бы у меня с кушетки не встал. Выходит, через четверо суток пациента оперируют, он умирает, патологоанатом показывает на меня. А следователь говорит: вы извините, так велено".
Про…
На защиту Мисюриной встали общественные деятели и государственные чиновники. Департамент здравоохранения Москвы пообещал, что сделает все возможное для пересмотра дела Елены Мисюриной. В ведомстве отозвались о Мисюриной как об "известном опытном враче, высокопрофессиональном специалисте". "Оказание инвазивной медицинской помощи всегда сопряжено с риском развития осложнений", а оценка их причин является зачастую очень сложной задачей, подчеркнули в департаменте.
Московская городская дума намерена запросить в суде материалы для изучения дела. Мэр Москвы Сергей Собянин выразил озабоченность делом Мисюриной, призвав рассматривать подобные ситуации максимально корректно и объективно.
Крайне озабочен делом врача Елены Мисюриной. Безусловно, жизнь и здоровье пациентов важнее всего. Тем не менее такие дела должны рассматриваться максимально корректно и объективно. Это важно не только для врачебного сообщества, но и для людей, которые обращаются к ним за помощью.
— Сергей Собянин (@MosSobyanin) 29 января 2018 г.
Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников назвал абсурдным обвинение в адрес Мисюриной, но попросил медицинское сообщество не ставить под сомнение профессионализм прокуроров, следователей и судей.
"Как врач, я смотрел историю болезни этого пациента, мне представляется, что обвинение, которое было вынесено врачу, на мой взгляд, абсурдно. Тем не менее в истории болезни существуют экспертные заключения, которые дали возможность судье именно сделать обвинительное заключение. Это тоже правда", — приводит РИА Новости слова Печатникова.
Заммэра назвал "наиболее абсурдным" то, что Мисюрину осудили по статье, предусматривающей умысел в ее действиях. "Это вообще беспрецедентный случай. Такого я не помню", — сказал он, добавив при этом, что никто не имеет права "подвергать сомнению квалификацию ни следователя, ни прокурора, ни судьи — этим должны заниматься соответствующие органы".
…и контра
В то же время в Следственном комитете РФ сообщили, что независимые эксперты и опытные специалисты в области гематологии подтвердили заключение экспертиз о виновности Мисюриной.
По данным СК, врач нарушила тактику и технику выполнения медицинской услуги, своими действиями нанеся сквозные повреждения кровеносных сосудов таза, от которых пациент через несколько дней скончался от массивной кровопотери.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал чиновников воздержаться от оценок в деле Мисюриной.
"Мы констатируем, что ведутся достаточно интенсивные обсуждения в общественном мнении. Этот вопрос, эта тема достаточно резонансная. Но думаю, что если здесь и делать какие-то суждения, то это нужно делать профессионалам и региональному, то есть московскому министерству здравоохранения, и федеральному министерству здравоохранения. Какие-то другие чиновничьи рассуждения здесь вряд ли уместны и допустимы", — заявил Песков.
Дело не закрыто
Во вторник, 30 января, защита обжаловала приговор Елене Мисюриной. Апелляционная жалоба поступила в суд. В среду, 31 января, окружная столичная прокуратура попросила отменить приговор Мисюриной, поскольку следствие проходило с нарушениями, а доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о ее виновности.
"Заключения судебно-медицинских экспертиз противоречат друг другу, не дана должная оценка показаниям допрошенных свидетелей и экспертов, а собранные и исследованные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о доказанности вины Мисюриной", — говорится в сообщении ведомства.
Прокуратура также попросила освободить врача из-под стражи под более мягкую меру пресечения.