Апофеоз тирании
Вот и дожили мы с вами до эпохального момента, когда об известных и трагических событиях 1953 года, когда советская партийная верхушка вступила между собой в борьбу за власть, сняли комедию. Притом совершили этот дерзновенный шаг вовсе не российские кинематографисты. Если бы! Этим занялся совместный франко-британский творческий коллектив, приманив к своей затее самых настоящих звезд Голливуда.
На тему борьбы за власть после смерти Сталина снято немало фильмов. В первую очередь это, конечно, известная российская классика политизированного артхауса – "Хрусталев, машину!" Алексея Германа. Это и "Холодное лето пятьдесят третьего…". Много раз смерть Сталина освещалась в бесчисленных российских сериалах. В итоге эта история прилично так навязла в зубах, стала скучным общим местом, воспроизводимым под аккомпанемент зрительской зевоты.
"Смерть Сталина" начинается как самая ужасная клюква. Тиран вовсю самодурствует. Вот, например, ужасающее злодеяние: он заставляет оркестр радиовещания заново переигрывать симфонию Моцарта, потому что ему хочется иметь у себя запись концерта. Измученная тоталитаризмом пианистка (в исполнении Ольги Куриленко) подбрасывает Сталину в конверт с пластинкой записку, общий смысл которой сводится к тезису: "Сталин — козел!"
Я, признаюсь, на этом моменте оцепенел. Что это — такая клюква? Но это уже получается клюквенное бешенство какое-то. А дальше — лучше. Нам показывают какой-то дом, куда подъезжает чуть ли не дивизия энкавэдэшников. Они идут по квартирам, арестовывают всех подряд, ведут по улицам ночной Москвы унылые процессии полуодетых людей. А одной процессии навстречу — вторая, третья. Ужас!
И великий вождь Иосиф Виссарионович вдруг читает выпавшую из пластиночного конверта записку: "Сталин — козел!" И падает — сраженный внезапным приступом. До поры я воспринимал все это почти всерьез. Пока не появился Хрущев.
Лучший Хрущев кинематографа
Образ Хрущева оказался настолько колоритен и великолепен, что начиная с момента его появления все встало на свои места. Пазл сложился. И стало очевидно, что перед нами — комедия.
Этого Хрущева надо видеть. Он неимоверно отвратителен, но и безумно смешон. Он вредит, интригует, а в начале фильма сшибается пузами с самим всесильным Берией. Хрущев-Бушеми держит на себе всю комическую нагрузку.
По остальным персоналиям пробегусь бегло. Сталин, в общем-то, похож, но кажется слишком добрым. Очень колоритен Маленков — зиц-председатель переходного периода. Трагические гримасы и свисающий уголками вниз безвольный рот. Берия не так чтобы сильно похож на оригинал, но диссонанса не вызывает.
Есть еще Василий Сталин — тонкоусый гусар и красавчик, напоминающий молодого Олега Меньшикова в "Покровских воротах". Есть дочка Сталина — Светлана. Это, пожалуй, самая невнятная и бесцветная героиня. Но так, наверное, и надо.
Осмеять и забыть
В основу фильма легли все классические "священные писания" либеральной фронды образца прошлого века. Это и доведенный до крайних степеней гротеска "Архипелаг ГУЛАГ", и письма дочери Сталина Светланы Аллилуевой, и мемуары Хрущева. И весь этот непоколебимый идеологический свод писаний вдруг пропущен через глумливую призму "Шарли Эбдо" с совершенно зубодробительным результатом, который в полной мере смогут оценить все-таки только жители бывшего СССР.
Чем-то подобным когда-то занимался известный писатель Саша Соколов. Его знаменитый роман "Палисандрия" — это ведь тоже сатира на либеральный культ сталинских репрессий.
А франко-британские кинематографисты просто рушат эту парадигму. Притом делают это, от души смеясь. Когда-нибудь такое кино должно было появиться. Жалко, что это произошло не в России. "Смерть Сталина" — это еще, по сути, и смерть всей немыслимой кинематографической дряни, снятой на эту тему.
Какое-то время по инерции тенденциозная клюква, конечно, еще будет появляться. Почему-то мне кажется, что в основном как раз в России. Но смертельный удар ей уже нанесен. Все. Снимать по-прежнему уже нельзя.
А за державу все равно обидно. Как верили мы тридцать лет назад во все эти ужасы и страсти. Ведь публицистические удары по мертвому тирану подточили фундамент могучей империи. И наконец-то незыблемые, осточертевшие либеральные постулаты низвергли в грязь, доведя до трэш-абсурда.
Это, как в кино смотришь за похождениями безнаказанного злодея — и вдруг, совершенно неожиданно, кто-то дает ему по морде. Такое же облегчение.
Фильм должен был выйти в российский прокат 25 января, однако Министерство культуры РФ отозвало у фильма прокатное удостоверение, после того как более 20 деятелей культуры и общественности подписали письмо к министру Владимиру Мединскому с требованием запретить прокат картины. В Минкульте пояснили, что действия обоснованы подпунктом "д" пункта 20 правил о выдаче прокатных удостоверений, в соответствии с которым удостоверение может быть отозвано в случае "выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации".