РИГА, 19 янв — Sputnik, Михаил Губин. Общественность слегка взволнована обращением депутата Рижской думы от партии "Единство" Вилниса Кирсиса к мэру Нилу Ушакову с инициативой назвать одну из улиц Риги в честь покойного российского политика Бориса Немцова.
Еще больше обеспокоило народ то, что Ушаков ответил согласием. Правда при этом рижский мэр отметил, что по правилам надо подождать, когда со смерти Немцова пройдет десять лет. А раньше никак.
Обещания Ушакова
Точно так же рижский мэр 20 мая 2016 года в Минске пообещал назвать улицу именем белорусского поэта Янки Купалы, явно забыв (или не зная), что такая улица в Риге в советское время уже была. "Сделаем!" — бодро ответил Ушаков на просьбу минского коллеги.
Но все дело в том, что новых улиц в Риге сейчас строят мало, а переименовать уже имеющиеся, особенно в центре, не так-то просто.
Последний такой случай был в январе 2016 года, когда безымянное пространство напротив Бастионной горки назвали площадью Баррикад. В торжественной церемонии открытия приняла участие председатель Сейма, все было на высшем уровне. А спроси сейчас у первого встречного рижанина как пройти на Баррикадную площадь, выяснится, что далеко не каждый понимает о чем речь.
Правда позже в Риге появилась аллея писателя Валентина Пикуля. Но это совсем не центр, а наоборот — Даугавгрива. И улицу переименовали по инициативе местных жителей. Да и сам Пикуль жил в Риге, и, что самое главное, не успел высказаться против латвийской независимости.
То же самое относится к улице шахматиста Михаила Таля, решение о создании которой Рижская дума приняла в августе 2011 года. Пустующий участок в районе новостроек никому не мешает, зато не позволит усомниться в том, что Рига не забыла особо отметить заслуги гроссмейстера перед Латвией.
Политическое давление
Все были против — и тогдашний мэр Янис Биркс, который хотел назвать Мейеровицем рижский аэропорт, и историки, и Совет по памятникам Рижской думы, и сами рижане — 79,2%. Кроме того, правила кабинета министров не позволяли, чтобы максимальная длина названия улицы превышала 30 символов.
Но МИД и тогдашний президент Валдис Затлерс совместными усилиями продавили это решение, и оно было принято 34 голосами депутатов Рижской думы.
"Вам нужно голосовать за переименование, иначе вы будете полулатышами или неудавшимися латышами!" — восклицал с трибуны представитель "Нового времени" Дайнис Калнс.
И правила изменили. Тут, конечно, было немаловажно, что этот бульвар назывался так еще до войны.
Кстати, по настоянию МИД Латвии в Риге переименовали еще одну улицу, на окраине. Двадцать восьмого июня 2012 год находившаяся с визитом в Риге госсекретарь США Хиллари Клинтон приняла участие в церемонии переименования улицы Ремтес, на которой расположено посольство США, в улицу Самнера Уэллса, в честь бывшего госсекретаря США.
Стоит отметить, что Уэллс до сих пор считается самым высокопоставленным геем за всю американскую историю. Что вполне логично, поскольку американское посольство не только поддерживает гей-парады в Риге, но и принимает в них непосредственное участие.
Как переименовать улицу
- важно, чтобы улица носила такое же название до 1940 года;
- человек, в честь которого хотят назвать улицу, уже десять лет как умер;
- количество букв в имени и фамилии человека, в честь которого хотят назвать улицу, не должно превышать 40 символов;
- желательно, чтобы тот, в честь кого хотят назвать улицу, был латышом;
- было бы хорошо, если этот латыш поддерживал борьбу за независимость Латвии или просто был как-то связан с Ригой или Латвией;
- главное, чтобы этот человек не сказал чего-нибудь неправильного, с точки зрения латвийских властей.
Латыши крайне трепетно относятся к названиям своих улиц. Какие страсти кипели в 1920 году, когда рижские улицы начали переименовывать.
В 1922 году создали специальную комиссию, долго спорили. Кстати, первые улицы переименовали в честь вполне еще живых людей Райниса и Аспазии — вместо бульваров Наследника и Театрального.
К тому же незаживающей травмой живет в душах 1940 год, когда пришли русские "оккупанты" и первым делом, уже через месяц, переименовали Домскую площадь, Эспланаду и улицу Бруниенику. Правда до того их переименовал Карлис Улманис – в площади 15 Мая, Виенибас и улицу Айзсаргу. А большевики, соответственно, — в площади 17 Июня, 21 Июля и улицу Красной Армии. Потом их еще не раз переименовали немцы, потом советская власть, а потом опять латвийская.
Почему Немцова не будет в центре Риги
"Сложно назвать какие-то особые заслуги Немцова на благо Латвии. Можно вспомнить и некоторые едкие замечания, которые политик посвящал Латвии еще в должности вице-премьера — об ограничении прав русскоязычных. Когда я в 2008 году брал интервью у Немцова, он, в то время уже оппозиционер, повторил то же самое в значительно более дипломатичной форме, акцентировав, что Латвия "должна решить вопрос неграждан". Складывалось впечатление, что, если бы к власти пришел Немцов и его единомышленники, латвийско-российские межгосударственные отношения, конечно, стали бы лучше, но в то же время привкус имперскости так быстро не исчез бы", — писал в газете Latvijas Avīze журналист Марис Антоневичс.
Примерно те же претензии выдвигались и к Гарри Каспарову, когда тот запросил латвийское гражданство. Действительно, если даже не брать тему неграждан, многие высказывания Немцова сейчас, с точки зрения латвийских политиков, выглядят крамольными.
"Конечно, у вас большая безработица, маленькая экономика, потому что государство само маленькое. Поэтому вы страдаете от определенного комплекса, мол, снова придут русские, чтобы захватить Латвию. У вас есть комплекс того, что во всем виновата Москва. Это полный бред. После вступления в ЕС и НАТО Латвии следовало бы понемногу избавляться от своего комплекса", — говорил в 2011 году Немцов в интервью журналу Kapitāls.
"Я могу сказать как экономист. Вы очень маленькое государство. Низкий уровень экономики, высокая конкуренция, хоть что-то заработать трудно, нет места, где развернуться, а рядом — огромная Россия. Почему это не используется? Это же абсурд!" — возмущался политик в интервью газете Neatkarīgā в том же 2011 году.
"Здешний комплекс заключается в том, что русский медведь придет и своим грязным сапогом уничтожит вашу независимость. Этого никогда не будет, потому что Литва, Латвия и Эстония уже давно члены ЕС и НАТО. Никакого 1939 года не будет, я в этом уверен на тысячу процентов", — заявлял Немцов в интервью литовскому Delfi в 2012 году.
Кто достоин улицы
Собственно, сходные цитаты можно найти и у других российских либералов или оппозиционеров, связанных с Латвией еще меньше, чем Немцов. Поэтому их именами улицы в Риге не назовут. Как, впрочем, и именем Бориса Ельцина, к чему призывает Антоневичс в вышеупомянутой статье.
Так кто же из противников путинского режима может быть достоин того, чтобы в его честь назвали рижскую улицу? Разве что Валерия Ильинична Новодворская. И за нашу и вашу свободу сражалась, и в Риге бывала, и Латвийскую Республику восхваляла. А уж как ярко высказывалась! Вот что, например, было заявлено еще в 1993 году:
"Русские в Эстонии и Латвии доказали своим нытьем, своей лингвистической бездарностью, своей тягой назад в СССР, своим пристрастием к красным флагам, что их нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию. Их положили у параши и правильно сделали".
Валерия Ильинична, как известно, скончалась в 2014 году. Значит, в 2024-м в ее честь уже можно будет что-нибудь переименовать.