Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Эксперт: с такой политикой Латвии странно рассчитывать на транзит из РФ

© Foto : pixabayГрузовой порт в Риге
Грузовой порт в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Латвийские порты остаются без прибыли из-за политической ангажированности властей

РИГА, 17 янв — Sputnik. Заведомо недружественная политика по отношению к России не позволяет странам Балтии рассчитывать на транзитные грузопотоки из РФ, заявил ФБА "Экономика сегодня" президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич.

Балтийский транзит по итогам прошлого года демонстрирует неутешительные итоги, в частности объем перевалки в портах Латвии сократился до 35,03 миллиона тонн — это на 11,3% меньше, чем в 2016 году. При этом в странах Балтии считают, что Россия обязана поддерживать с ними торгово-экономические отношения по всем направлениям, несмотря на откровенно негативную риторику, отмечает Межевич.

"Позиция РФ в этом вопросе была обозначена достаточно четко – враждебная политика предполагает весьма скромные экономические контакты. Со стороны прибалтийских стран весьма опрометчиво при абсолютно дикой политической ангажированности рассчитывать на сохранение грузопотоков", — подчеркнул эксперт.

Страны региона уже лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также наращивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Россия увела из портов Балтии нефть и большую часть своих нефтепродуктов в собственные порты в Усть-Луге и Приморске. Сейчас через порты Латвии все еще переваливается довольно значительный объем угля, а также небольшие объемы российского зерна, древесная щепа, шрот, жмых, химические грузы, удобрения.

Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Северо-западный федеральный округ - Sputnik Латвия
РФ намерена "перетянуть" зерно и удобрения из портов Балтии в "Бронку"
"Действительно, перераспределение грузов из прибалтийских стран продолжается, и вектор очевиден – транзитный грузопоток смещается в направлении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наибольшее падение пришлось на Эстонию, для Латвии спад транзита характерен прежде всего для Рижского порта", — сказал Межевич.

По его словам, в случае с загрузкой портов в первую очередь следует обращать внимание на вопросы рентабельности и долгосрочности.

"Что касается рентабельности, то для грузов из Москвы, Сибири, Урала или Поволжья выход на Вентспилс или на Петербург практически не отличается. Обычно, разбирая недостатки Петербургского порта, критики упирали на то, что он зимой замерзает. Во-первых, страшных ледовых сезонов давно не было, а во-вторых, ледокольные мощности РФ на Балтике хорошо укреплены. Еще один плюс российских портов связан со стоимостью рабочей силы, которая несколько дешевле, чем у соседей. В связи с этим тенденция по сокращению грузопотоков в Прибалтике сохранится", — считает Межевич.

Вагоны РЖД в Рижском порту - Sputnik Латвия
Латвийский сектор транзита жалуется на отношение со стороны России
Россия вынуждена использовать порты Балтии для некоторых специфических грузов, по которым не хватает российских мощностей, добавил аналитик.

"Конечно, у наших соседей длительное время будут сохраняться проблемы с загрузкой своих портов, так как контракты по транзитным грузам традиционно носят долгосрочный характер. Но в то же время и нам стоит решить ряд вопросов со своими мощностями", — подчеркнул Межевич. 

Эксперт отметил, что единственный в Литве порт Клайпеда по итогам прошлого года показал рост — во многом благодаря белорусскому фактору.

"Белоруссия активно использует экспортные возможности портовых комплексов Литвы", — пояснил Межевич.

Белорусская сторона ранее заявила, что при экономической целесообразности задействует в транзитной цепочке российские порты на Балтике. Основной причиной поставок нефтепродуктов через эти порты являются низкие тарифы. Ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в российские порты. В декабре Белоруссия и Россия согласовали возможность экспорта в нынешнем году до 1 миллиона тонн нефтепродуктов через порты РФ.

Лента новостей
0