РИГА, 8 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Презентацию киноленты в Риге провели громкую. Достаточно сказать, что ради нее приехал Владислав Третьяк — легенда советского и российского спорта, трехкратный олимпийский чемпион, президент Федерации хоккея России.
"Хотя "Движение вверх" картина вовсе не о хоккее, а о баскетболе, но она мне близка. Вернее, близка (и даже более того!) идея фильма: популяризация спорта, напоминание о наших победах, воспитание патриотизма к родной стране, где есть чем гордиться, где живут люди, достойные огромного уважения. Команда, создавшая "Движение вверх", ранее работала и над другой картиной — "Легенда № 17". И замечу, хотя "Легенда № 17" — о моем спорте, о хоккее, я считаю, что по драматургии и сюжету она уступает "Движению вверх", — сказал Владислав Александрович корреспонденту Sputnik Латвия.
Как актеры стали баскетболистами
В основе картины лежит история победы баскетбольной сборной СССР в финале Олимпиады-1972 над несокрушимой командой США. Это история о тех самых "трех секундах Мюнхена", но, конечно, не только о них. Фильм о больших целях, которые ставили перед собой спортсмены и достигали их, и побеждали, несмотря ни на что. А то, как воспитывал спортсменов тренер Владимир Гаранжин (его сыграл Владимир Машков), — теперь уже легендарная школа подготовки баскетболистов.
Актерам, чтобы сыграть героев самого звездного состава баскетбольной команды СССР, пришлось очень много тренироваться, а иначе зритель (в массе своей подготовленный и знающий о событиях, показанных в картине) тут же увидел бы халтуру. Об этом на премьере рассказал всему залу артист Рижского русского театра Кирилл Зайцев, сыгравший в фильме одну из главных ролей — Сергея Белова:
"Работа над таким фильмом — это уже далеко за пределами просто игры актера. Мы все больше года и чуть ли не каждый день тренировались у профессионалов — играть в баскетбол так, чтобы зритель поверил происходящему на экране. Я посвящал баскетболу все свободное время, начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет — забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 метра от паркета. А каскадеры меня обучали разным трюкам, в том числе при жестком падении на паркет. В общем, чего только не делал. Я благодарен судьбе, что она дала шанс поучиться такой работе в большом кино".
Вначале его пробовали на роль литовского баскетболиста Модестаса Паулаускаса, но актер вдруг получил предложение сыграть Александра Белова. Сделали пробные съемки и выслали запись режиссеру Антону Мегердичеву, который посмотрел ее и неожиданно для рижанина предложил сыграть еще более серьезную роль — Сергея Белова — одного из величайших баскетболистов СССР.
Незабытые три секунды
То, что роль Сергея Белова удалась рижанину Кириллу Зайцеву (он с некоторых пор живет и работает в Москве), подтвердил другой почетный гость на премьере "Движения вверх" — выдающийся российский телекомментатор и журналист, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР международного класса, четырехкратный чемпион СССР по баскетболу Владимир Гомельский. Кстати, в картине показан его отец — Александр Гомельский, которого и сменил Владимир Гаранжин.
По его мнению, та победа наших баскетболистов в чем-то даже поменяла ход истории большого спорта. Тогда впервые за тридцать шесть лет была повержена "непобедимая" команда США. Никто даже помыслить не мог о том, что это возможно — обыграть "великолепных американцев" на Олимпиаде. Но что же на самом деле произошло в финале той игры? Об этом, по словам Владимира Гомельского, на Западе, а особенно в США, спорят по сей день: не просто публикации в спортивных изданиях появляются, но книги издаются большими тиражами. О "трех секундах" недавно вышла книга и у Владимира Гомельского — "Легендарный финал 1972 года. СССР и США".
"Для того чтобы написать книгу, пришлось перелопать массу литературы, в том числе американской. В США в среднем через каждые пять лет появляется книга о событиях в Мюнхене, и американцы высказываются однозначно: нас "засвистели", "засудили", "у непобедимых украли славу". К слову, американцы и на официальном уровне до сих пор не признают того поражения, а в 1972-м официальные протесты писали в Олимпийский комитет. Хотя, на самом деле, та команда США реально уступала нашей: советские баскетболисты уверенно обходили американских, и если бы не известная ошибка Александра Белова, то выиграли бы однозначно и без тех самых "трех секунд", — убежден Владимир Александрович.
Фильмы, без которых нельзя
По мнению Владимира Гомельского, фильм, бесспорно, удался и нужен России. Во-первых, в России фильмов о баскетболе не снимали аж с 1975 года, когда вышла картина "Центровой из поднебесья". То есть баскетбольная тематика, мягко говоря, не заезжена. Во-вторых, нынешним спортсменам важно напоминать о победах советских мастеров. Тем более что это необходимо для развития баскетбола, ведь он в России не самый популярный вид спорта, в отличие от хоккея, которому, кстати, тоже посвятили замечательный фильм — "Легенда № 17".
"Конечно, фильм есть фильм. В нем не могли показать больше, чем показали, иначе картина получилась бы безразмерной. Все действие, по сюжету, происходит в течение года — плюс-минус, но реально многие факты, показанные в картине, были в очень разное время. Просто интересные истории из жизни нашей сборной объединили в одну. И я считаю, для большого кино так и надо. Картина сильная. Я сам ее посмотрел не раз — и сидел перед экраном в напряжении с первой минуты до финала. Уверен, такие же ощущения испытали почти все зрители", — говорит Владимир Гомельский.