РИГА, 22 дек — Sputnik, Владислав Федотов. О нем заговорили еще четыре года назад, а сейчас 18-летний Денис Васильев — лучший латвийский фигурист. Я обстоятельно побеседовал с талантливым спортсменом, выяснил его планы на ближайшее и далекое будущее, узнал куда пропадают мягкие игрушки, подаренные на соревнованиях, какого это — повстречаться в лесу с настоящим хищником, и что Денис думает о выступлении за другую страну.
На сегодняшний день Денис Васильев прочно закрепился в мировом топ-15 фигурного катания и горит желанием удивлять остальной мир и дальше. В этом с прошлого года ему активно помогает известный швейцарский фигурист, двукратный чемпион мира, а ныне тренер Стефан Ламбьель.
Перфекционизм, четверные и Олимпиада
На первый вопрос, доволен ли фигурист своим выступлением, Денис ответил: "Да, очень! Хорошо проехал, отличный тренировочный прокат в продолжении сезона. Очень рад, что сумел чисто пройти данный набор элементов, и жду не дождусь, когда смогу вставлять новые".
Без новых элементов, особенно четверных прыжков, сейчас подняться в рейтинге очень сложно. Васильев это прекрасно понимает и говорит: "Работаю над этим. Очень много, очень нудно. По сути, все время отдается четверным, но не могу их пока вставить в программу, поскольку не получается проехать с ними чисто и без ошибок на тренировке. Выступать с сырыми элементами как бы не совсем в моих интересах. Я все-таки хочу катать чисто и, скажем так, презентабельно, красиво. И четверные, которые будут влиять на это, — под большим вопросом. Просто так идти к зрителю ва-банк незачем, не настолько я пока стабилен здесь, чтобы их использовать".
И все-таки желание подойти к Олимпиаде во всеоружии у Дениса есть: "Честно говоря, уже с начала сезона я хотел на каждом соревновании использовать этот элемент. Накатывал и в короткой программе, и в произвольной тренировал два таких прыжка с запасом на третий, но, к сожалению, не успел отточить их к началу сезона. Я продолжаю работать над этим компонентом все время. Пока вот так".
По большому счету ничего менять к Играм-2018 Васильев и его наставник не собираются. Выступать в Пхенчхане Денис будет с той программой, которую катает в этом сезоне, может измениться только набор элементов. И до Игр-2018 у Васильева будет только один старт — чемпионат Европы в Москве (15-21 января).
Мечта выступить на Олимпийских играх для спортсмена остается одной из самых главных в карьере. Но не менее важен и достигнутый результат.
"Я нацелен сделать все чисто, идеально, показать волшебное катание. Хочется, чтобы мое выступление там запомнилось надолго — эмоции, которые я выдам, и эмоции, которые получу в итоге от реакции всех окружающих. Чтобы все максимально отложилось у меня в памяти. Буду доволен, если проеду чисто и идеально. Я должен выполнить свою работу, показать прекрасное катание и все, что умею", — рассказал Васильев.
Финансовый вопрос
Фигурное катание является отнюдь не дешевым видом спорта. Ранее Васильев организовывал акцию по сбору средств на сезон. В этом году к такому способу он прибегать не стал.
Помощь со стороны это, конечно, хорошо. Тем не менее расходы топовых спортсменов не имеют привычки уменьшаться, да и жизнь в Швейцарии, куда перебрался сейчас Васильев, дешевой не назовешь. Опять же поездки на соревнования, гостиницы, заказ костюмов для выступлений — на чьи плечи сейчас ложатся все эти, и не только эти, расходы?
"Хорошие результаты в прошлом сезоне позволили мне в этом году получить больше поддержки от спортивных учреждений нашей страны. Конечно, это не покрывает всех расходов, но достаточно, чтобы я мог платить за остальное, в том числе с помощью моей семьи", — заявил латвийский фигурист.
Воспитатель Ламбьель
С тех пор, как Васильев тренируется у Ламбьеля, швейцарец для латвийца стал кем-то большим, чем тренер. Именно он и его менеджер помогают молодому человеку в повседневной жизни вдали от дома.
"Если бы не их помощь, я не смог бы совмещать так много всего и вся. Например, школа. Я заканчиваю 12-й класс, учусь в Даугавпилсском русском лицее и теоретически хожу туда каждый день. Очень много времени отнимает подготовка к экзаменам. Самообучение полностью вошло в мою жизнь и требует хорошего планирования. Все это необходимо скоординировать. Мой менеджер и тренер помогают мне получать достойное образование и при этом продолжать кататься", — рассказал фигурист.
Васильев также отметил, что каждый тренер очень сильно влияет на своего подопечного, на его характер, по-своему воспитывает его. И, конечно, во всем, что происходит вокруг спортсмена, когда нет рядом родителей, тренер направляет его и следит за этим.
"Как в моем случае, например. Стефан здесь выступает как воспитатель в некотором смысле. Правда, некоторые вещи здесь все же не работают так, как возможно это должен делать воспитатель", — поделился спортсмен.
С другой стороны, Денис уже и сам далеко не ребенок, 18 лет — возраст все-таки сложный. Стало любопытно, как у него движутся дела на личном фронте, и на свой вопрос я получил следующий ответ: "Вот тут я не могу понять точно — что, куда и в какую сторону движется. Скажем так, у меня есть друзья, но вот девушка. Я не могу сказать, просто сам не знаю, — смутился Денис. — Сейчас я сконцентрирован на фигурном катании и учебе. О том, о чем вы спрашиваете, я даже и не задумывался толком".
— Зато я точно знаю, что ты очень нравишься знаменитому российскому тренеру Татьяне Тарасовой.
— Она еще не отправила меня в парники?
— Не слышал такого. Но слышу, как она постоянно восхищается, комментируя твои выступления по телевидению. Не так давно вот заявила: "Какой красивый длинноногий парень!" Вы же наверняка как-то пересекались в своей "кухне"?
— Да, я ее видел один раз, пожал ей руку. Нет, два раза, точнее — три. Такое происходит почти каждые пять лет. Последний раз было в прошлом году на турнире в Москве.
— А чье мнение из мира фигурного катания, ну, кроме Ламбьеля, разумеется, для тебя важно?
— В моем окружении есть люди, мнением которых я действительно дорожу. Я им доверяю, и они могут высказать свои мысли, даже если знают, что мне не хочется этого слышать. Ну и всегда интересно услышать отзывы судей, особенно в начале сезона.
В будущем Васильева-фигуриста может заменить Васильев-бизнесмен
Денис для себя пока не прояснил дальнейший путь по окончании карьеры. Да и на льду мы его сможем наблюдать еще как минимум лет восемь. Но все же.
"У меня много идей и планов, как я буду самореализовываться в жизни, — рассуждает Васильев. — И как долго я собираюсь кататься даже не думал. Я просто люблю фигурное катание. Это часть моей жизни, мне нравится соревноваться. Как минимум хочу попасть на три Олимпиады. Да, мне интересна сфера фигурного катания, у меня есть знания, есть некий опыт здесь, поэтому тут мне будет легче раскрыть свой потенциал. Скажу больше, я нахожу некоторое удовольствие в тренировочном процессе, если рассуждать о работе тренера. Честно говоря, у меня есть стремление когда-нибудь запустить собственный бизнес. И, может быть, я тогда смог бы объединить эти две идеи в собственной школе фигурного катания, например", — рассказал фигурист.
— Это представление соответствует тому, чем занимается сейчас твой нынешний наставник?
— Да, мне нравится такой подход. У меня еще есть время и возможности, чтобы все это испробовать и разобраться.
Куда пропадают игрушки с соревнований и встреча с рысью в лесу
Многие фигуристы вполне могли держать магазинчик мягких игрушек, которые в нескончаемом количестве увозят после своих выступлений с различных соревнований. Денису тоже немало перепадает всяких плюшевых созданий. Что он с ними потом делает?
"Достаются двоюродному брату, — поясняет Денис. — Каждый раз, когда он приходит к нам домой, то получает в подарок игрушку. Так, все мои игрушки плавно перетекают к нему. У меня же остаются только некоторые, самые важные для меня. А остальными я рад делиться, их все-таки очень много собирается", — поведал юноша.
Есть у Васильева несколько игрушек-животных, которым он симпатизирует: "Во-первых, я — лев, поэтому львов обожаю очень. Потом мне нравится дракон Беззубик из How to train your dragon, еще нравится саламандра и орел, хотя на самом деле больше нравится сокол. Очень импонируют белые тигры, мистические по-своему звери, люблю рысь, потому что видел ее — и не один раз, и преодолевал страх, находясь рядом с ней".
— А где ты такого опыта набрался?
— В лесу. Мой дом в Даугавпилсе находится рядом с лесом. Как-то раз гулял и заметил, что оказывается надо мной была рысь. Отдыхала на дереве, на суку болтала своей лапой. Я не знал, что делать. Моя реакция была: "Ой-ой-ой". Но потом, когда я преодолел внутренний страх, мне было уже очень интересно.
— Сколько тебе лет было тогда?
— Ой, у меня с этим проблемы. Жизнь настолько быстрая, что я не успеваю все точно по годам разобрать. Что, где, когда произошло. Могу точно сказать — это случилось, когда я был еще в Латвии (улыбается).
Человек мира и патриот Васильев
— Не знаю, где буду жить после окончания карьеры. Я сконцентрирован на том, что происходит сейчас. Но сколько бы много я не повидал, где бы я ни был, каждый раз, возвращаясь в Латвию, чувствую большую привязанность к этим местам. Даже если что-то мне не нравится, я нахожу нечто, чего не могу найти в другом месте.
— Это ощущение связано больше с Даугавпилсом?
— Даугавпилс — очень специальное для меня место. Есть много вещей, которые я не могу найти где-то, но могу найти их дома. И для меня это символически важно: быть здесь, видеть родителей, наслаждаться короткими мгновениями, когда удается побыть дома.
И я очень сильно-сильно хотел бы связать свою карьеру и дальнейшую жизнь с родной страной и родным городом. Или даже помочь как-то своей стране. Как уже говорил, хотел бы в Латвии открыть собственный бизнес.
На самом деле у меня очень много интересов. Возможно, я не смогу в один момент все сразу выдать миру, но очень хочу продолжать держать связь со своей страной.
Что бы ни случилось, что бы ни произошло, наша страна — уникальна. Я люблю ее! Я рад, доволен и счастлив представлять Латвию. Это чувство особенное для меня, как к родной маме что ли отношение.
— А вот скажи, поступали ли тебе предложения сменить спортивное гражданство?
— Если такое предложение и было, то я об этом ничего не знаю. Я никогда не собирался представлять другую страну и не буду делать этого. Я действительно горжусь тем, что катаюсь за Латвию. Это моя родина, я здесь родился и вырос. И нет другой такой страны, к которой бы я чувствовал большую принадлежность.