Появились и новые аргументы, почему власти не желают и не могут пойти на такой шаг.
Это кэгебисты у кого надо кэгебисты…
Глава комиссии по научному исследованию КГБ Карлис Кангерис в интервью газете Diena поделился соображением о том, что некоторые агенты КГБ в свое время были перевербованы и начали работать на благо восстановившей независимость Латвии. И поэтому их имена сейчас пытаются скрыть.
Также Кангерис со ссылкой на директора Центра документации последствий тоталитаризма, работавшего ранее с архивами КГБ, сообщает, что в списках агентов 583 деятеля культуры и "их раскрытие возбудит общество".
На сторону свободной Латвии перешли, по меньшей мере, 30 штатных сотрудников КГБ. У каждого из них были свои агенты, которые, возможно, также частично работали в интересах Латвийской Республики, высказал гипотезу историк. Именно тот факт, что теперь государству нужно защищать имена этих агентов, по мнению Кангерса, затрудняет процесс обнародования "мешков ЧК".
Затем он вспоминает о доктрине непрерывности латвийской республики и приходит к гениальному выводу: 4 мая 1991 года латвийские кэгебисты автоматически превратились в добропорядочных латышских агентов.
"Если мы говорим об этой доктрине непрерывности, то этот один год, когда существовала республика четвертого мая, — как его засчитывать? Была ли это уже Латвийская Республика или нет? С этой точки зрения мы можем трактовать, что все агенты, которые тогда работали в КГБ, автоматически стали агентами Латвийской Республики". — пояснил Кангерис
В одной из своих предыдущих публикаций в газете Кангерис напоминал, что КГБ в советской Латвии был только верхушкой айсберга. На тоталитарный режим работали и репрессии организовывали такие организации, как ЦК КП Латвии, Совет Министров ЛССР, районные и городские исполкомы, министерства, суды, прокуратура, Совет уполномоченного по делам религиозных культов и др. КГБ действовал через такие организации, как ВЛКСМ, Латвийский университет имени Стучки, Латвийскую сельхозакадемию и многие другие. И изучение их роли не менее важно, чем изучение роли КГБ, уверены в комиссии исследователей.
Что русскому хорошо, латышу — стыдно?
"Мешочную" тему в газете Latvijas Avīze подхватывает профессор и общественный деятель Юрис Боярс, который, впрочем, против того, чтобы имена агентов необдуманно предавать открытости.
Боярс выступает за… частичную публикацию списков агентуры — в случаях злонамеренного сотрудничества или преступления.
Кстати, газета не упоминает, что интервьюируемый служил майором КГБ, в элитном 1-м разведывательном отделе.
Глава Нацобъединения: правящие партии нам подчиняются
В прошлые выходные состоялся съезд Национального объединения, на котором Райвис Дзинтарс был избран председателем этой партии. По этому случаю он дал интервью порталу aprinkis.lv, в котором отчитался о возросшем весе националистов в формировании политики Латвийского государства.
Молодой политик ставит в заслугу объединению, что им пройден путь от маргинальной молодежной организации до серьезной силы, диктующей политику партнерам по коалиции в таких вопросах как язык и гражданство.
Совершая экскурс в историю Дзинтарс рассказал, что поначалу была пара юношей с патриотическими убеждениями, и это было все. Была тетрадка, в которой соратники записывали первые уставы простой шариковой ручкой. (Которая, возможно, когда-нибудь окажется экспонатом музея (прим.ред.). Не было ни денег, ни публичной известности, ни опыта. По-иному дела обстоят сегодня. Правящие партии принимают решения по вопросам языка и гражданства, подчиняясь воле Национального объединения.
"Сегодня партнеров Кремля нет в правительстве, потому что так хотело Нацобъединение", — докладывает Дзинтарс, очевидно имея ввиду партию "Согласие", за которую в основном голосуют русскоязычные Латвии.
С такой высокой самооценкой лидера Национального объединения трудно не согласиться. Sputnik Латвия писал о том, что все больше инициатив национал-радикалов, в частности решение о переводе всего образования на латышский, ликвидация программы "ВНЖ в обмен на инвестиции" и противодействие идее президента об автоматическом предоставлении гражданства детям неграждан, не встречают никакого сопротивления партнеров по коалиции.
Пабрикс врет, но не краснеет. Потому что сам верит
Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze напоминает об интервью агентству LETA, в котором депутат Европарламента Артис Пабрикс заявил, что в политическом спектре "Единство" в значительной мере является наследницей таких партий, как "Латвияс цельш" и Народная партия. Дескать эти партии вынесли на своих плечах трудные государственные реформы. И за это были наказаны.
Пабрикс не единственный, кто хотел бы внушить себе и обществу, что "Латвияс цельш", Народная партия, а теперь вот и "Единство" были наказаны, лишившись доверия избирателей за грязную и тяжелую работу – проведение трудных и непопулярных реформ. Однако ни "Латвияс цельш", ни Народную партию, ни "Единство" избиратели ни разу не упрекали в реформах. Возможно реформы и вообще политический курс государства и не нравились избирателям других партий. Но вот электорат этих конкретных партий реализуемой политикой был более-менее доволен. Особенно, если учесть, что большую его часть составлял чиновничий аппарат и родственники чиновников. Отнюдь не реформы оттолкнули избирателей от вышеназванных партий. Им вменили в вину другое.
Те избиратели, что были лишены доступа к кормушке, наказали правящие партии за то, что под прикрытием реформ их деятели и приближенные к ним лица занимались всякого рода сомнительными аферами, несовместимыми с честной политикой. Избиратель "Единства" отвернулся от него в тот момент, когда образ действий партии полностью разошелся с провозглашаемыми партией ценностями. И у этого нет никакой связи с проводимыми реформами. Некрасиво вину за скандалы компании Закиса, Аболтини и Юнкурса, за всяческие цитаделе, прудентии, мартинсонсов и другие накопившиеся за годы делишки перекладывать на "неблагодарный народ", который якобы неспособен оценить успех "трудных реформ", увещевает Пабрикса автор.
Кто-то скажет, что СЗК и Нацблок не лучше. Но они хоть никогда не выдавали себя за эталон политической морали. Эти партии шли на выборы совсем с другими лозунгами и не пытались внушить избирателям, что лучше, честнее и чище остальных. Проповедник выглядит невероятно глупо, если сам только что вышел из кабака.
Короче, интервью Пабрикса в очередной раз подтвердило, насколько дальновидным был прежний президент Андрис Берзиньш, когда дважды отклонил его кандидатуру, выдвинутую "Единством" в премьеры, резюмирует Латковскис.