РИГА, 21 дек — Sputnik. Накануне Рождества и Нового года вместо того, чтобы толкаться в магазинах и стоять в очередях, многие латвийцы предпочитают совершать покупки в интернете. Центр по защите прав потребителей (PTAC) решил еще раз напомнить о принципах безопасности во время онлайн-шопинга.
Сотрудники PTAC вынуждены констатировать, что число жалоб на интернет-магазины продолжает расти. За одиннадцать месяцев этого года PTAC получил 470 жалоб на дистанционные договоры, что на 255 жалоб или на 119% больше, чем за такой же период 2016 года. Эта тенденция наблюдается из года в год — похожая прогрессия была в прошлом и позапрошлом году.
Недовольство покупателей связано и с тем, что множество интернет-магазинов вводят клиентов в заблуждение относительно доступности товара на складе, его цены и других условий договора.
Магазины-нарушители
Сотрудники PTAC провели мероприятия в области надзора за электронно-дистанционной торговлей и применили административные взыскания в отношении нескольких интернет-магазинов.
Так, в 2017 году в поле зрения PTAC попали фирмы Kompsist (babysmile.lv, tehnoshop.lv), VIPMODE (supermark.lv), Prudenta (f9.lv), "TVshopEXTRA.lv" (tvshopextra.lv), VIVA TRADE (moblive.lv, rigashop.lv), ABC TRADE (web-shop.lv), Baltic Able Traders (2u.lv),JSJ (jsj.lv), E BĀZE (e-baze.lv).
В данный момент также ведется проверка деятельности интернет-магазинов saneribox.lv, 4pc.lv и xmobilais.lv.
Если обнаруживаются признаки мошенничества, PTAC передает всю информацию в правоохранительные органы и тогда в отношении подозреваемых коммерсантов начинается уголовный процесс.
Чтобы уменьшить число обманутых покупателей, сотрудники PTAC разработали несколько дельных советов для безопасного шопинга в сети.
10 советов для безопасных покупок в интернете
1. Интернет-магазин должен иметь название, регистрационный номер, юридический адрес, фактический адрес, если он отличается от юридического, контактный телефон и э-почту для связи.
2. Интернет-магазин должен ясно и понятно предоставить информацию о товаре или главной особенности услуги и ее цену. Цена товара или услуги должна быть указана уже с включенными в нее налогами.
3. В целях безопасности информацию о продавце стоит сравнить с данными регистра предприятий, к примеру, в базе Lursoft — www.lursoft.lv. Следует также обратить внимание на то, не начат ли в отношении предприятия процесс неплатежеспособности или ликвидации.
5. Магазин должен предоставить информацию об условиях договора, порядке оплаты и сроках доставки, а также об использовании права на отказ от товара.
6. Советуем ознакомиться с отзывами других клиентов на этот магазин на специальных порталах.
7. Уровень технической безопасности интернет-магазина также говорит о его надежности — к примеру, специальные обозначения Secured by и другие способы безопасной оплаты.
8. Перед совершением оплаты ознакомьтесь со списком подозрительных магазинов PTAC, а также другими "черными списками", в которые включены недобросовестные коммерсанты.
10. Во время акции, распродаж, скидок и особых предложений стоит быть особенно внимательным. Обратите внимание, чтобы в предложении было четко и ясно указано на какой именно товар распространяется скидка, ее срок действия и первоначальная цена (часто она просто завышена).
Потребителям также стоит помнить, что дистанционный договор позволяет клиенту отказаться от товара/услуги в течении 14 дней с момента заключения договора. Если товар использовался дольше, чем 14 дней, это еще не значит, что покупатель теряет право его вернуть, но ему придется считаться с тем, что продавец сможет обратиться в суд и потребовать компенсацию в связи с уменьшившейся стоимостью товара.